"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
134 следующие причины непосещения церковно-приходских школ: «малы», «нужно сидеть с ребятишками», «не в чем ходить», «нечем платить за обучение» 1 . Многие крестьяне просто не осознавали необходимость дать образование своим детям. Так, в 1898 г. священник Н. Рождественский в своей речи при открытии церковно-приходской школы в Белевском уезде говорил о том, что ему не раз приходилось слышать на предложение обучать детей в школе следующий ответ: «жили наши деды и без школы, и жили не хуже нас; да и мы, признаться сказать, прожили век, не зная аза в глаза, а хозяйствовали и ведем; и зачем нам грамота; мы люди – пахари: зерна разбросаем и без науки. А выучи мальчика, он вырастет, работать не станет» 2 . Иногда родители не отдавали учиться свое чадо в церковную школу, предпочитая земскую. Последняя была лучше устроена, занятия велись аккуратно, а главное – земство брало на себя большую часть расходов на обучение. Справедливости ради надо отметить, что некоторые родители в выборе школы, руководствовались несколько иными соображениями, в частности, религиозным началом обучения, поэтому отдавали учиться своих детей в ЦПШ. Начальные церковные школы, как и земские, дети посещали неаккуратно. В Тульской губернии в 1898 г. число пропущенных часов за учебный год составило: в ЦПШ у мальчиков – 28701 и у девочек – 14200, в земских школах – соответственно 30184 и 18016. В среднем по губернии из 100 учащихся не являлись в класс каждый учебный день в среднем 3,0 мальчиков (в ЦПШ и земских школах) и 3,3 (в ЦПШ) и 3,7 (в земских школах) девочек 3 . Манкировали учебными занятиями больше девочки, чем мальчики. В Тульской губернии каждый из последних, в среднем, пропускал 2,7 дня из 100, а первые – по 3,1. Высший процент пропущенных дней падал на апрель месяц, когда весенняя распутица и разлив мелких речек портили дороги; за ним следовали осенне-зимние месяцы (ноябрь, декабрь). Снижение числа пропусков учебных дней в январе объяснялось, по-видимому, тем, что после святочного отдыха дети приступали к учению со свежим запасом сил и энергии. Менее всего манкировок приходилось на май и сентябрь – начало и конец учебного года. Причины пропусков занятий были связаны с неблагоприятными условиями экономической жизни населения. Особое значение имели и две другие причины – болезни и дурная погода. Число показаний о причинах пропусков начальных школ учащимися в Тульской губернии были сведены статистами в восемь групп: экономические причины –22,6 % (земские школы) и 19,0 % (ЦПШ); бедность – 14,6 % (земские школы) и 13,5 % (ЦПШ); болезни вообще и эпидемии – 27,6 % (земские школы) и 27,8 (ЦПШ); плохая погода – 16,5 % (земские школы) и 18,0 % (ЦПШ); домашние обстоятельства –8,7 % (земские школы) и 11,5 % (ЦПШ); отдаленность школы – 3,7 % (земские школы) и 4,3 % (ЦПШ); нерадение родителей – 1,8 % (земские школы) и 4,3 % (ЦПШ); разные причины – 4,5 % (земские школы) и 3,5 % (ЦПШ) 4 . Таким образом, первые четыре причины пропуска занятий для школ разных ведомств являлись одинаковыми. В числе экономических причин на первом месте 1 Журнал Епархиального училищного совета. 1898. №8. С. 24. 2 Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в тульской Епархии на 1898/1899 учебный год. Тула, 1899. С. 12. 3 Журнал Епархиального училищного совета. С. 58. 4 Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в тульской Епархии на 1898/1899 учебный год. Тула, 1899. Начальное народное образование в Тульской губернии в 1898-1899 учебном году. Тула, 1900. Обзор Тульской губернии за 1898 г. Тула, 1899.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=