"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
132 статистическим данным земства на 1 января 1897 г. количество земских школ колебалось от 22 (Алексинский уезд) до 112 (Ефремовский уезд), а ЦПШ от 45 (Крапивенский уезд) до 165 (Белевский уезд) 1 . Интересно, что школы по ведомственной принадлежности в пределах уезда «распределялись… в обратном порядке, там, где больше было земских школ, меньше церковных» 2 . Типичный пример – Белевский уезд, где функционировало минимальное количество земских и самое большое церковно-приходских школ. При том, что это не было единичным случаем, характерным только для отдельного года исследования. Земская статистика по начальным школам зафиксировала подобный факт и в другие периоды. Земские исследователи констатировали, что «наибольшее развитие церковная школа получила в тех уездах (Одоевский, Чернский), где грамотность населения ниже» 3 . Более всего земские школы, в противовес церковным, получили распространение в Ефремовском, Епифанском, Богородицком уездах Тульской губернии. 4 Начальные школы Тульской губернии имели разную по площади территорию обслуживания. В 1898 г. в 1067 церковных школах учились дети из 2658 селений (1 школа в среднем на 2,5 селений), а в земских школах – в 647 из 1987 селений (1 школа на 3,1 селений) 5 . Таким образом, начальные школы духовного ведомства оказывали влияние на менее обширные районы, чем земские. Нужно учитывать, что селения находились на разных расстояниях от начальных учебных заведений (от 1 до 6 и более верст). Уже на расстоянии 3 версты школа, как земская, так и церковно- приходская, становилась малодоступной. Чуть менее половины учащихся не посещали школы с указанного выше расстояния. Важным фактором в развитии начальных школ является численность обучавшихся в них. Одновременно с ростом числа школ в Тульской губернии росло и количество учившихся в них детей. Церковно-приходские школы в масштабах всей губернской территории, по сравнению с земскими, охватывали детей на порядок больше. В 1898 г. в них (сельских школах) обучалось 54 % детей, а в учебных заведениях земств – 46%. На уездном уровне были несоответствия этим показателям (как и с количеством школ разных ведомств) например – Ефремовском (59,9 % земских и 40,1 % церковных) и Новосильском (соответственно 49,1 % и 42,8 %) уездах 6 . Продолжительность курса обучения в начальных школах была следующей: в одноклассных – 3 года, в двухклассных – 5 лет. Большую часть из этих школ составляли первые, где существовало три отделения, второе место – двуклассные с пятью отделениями. Распределение учащихся по отделениям в начальных школах было неравномерным. В Тульской губернии этот показатель практически не отличался в учебных заведениях разных ведомств. В 1898 г. учащиеся начальных школ распределились следующим образом: в 1 отделении – 100 % мальчиков и девочек, во 2 отделении – 81,6 % (в земских) 77,5 % (в церковно-приходских) мальчиков, 62, 7 % (в земских) и 63,6 % (в церковно-приходских) девочек, 1 Начальное народное образование в Тульской губернии в 1896-1897 учебном году. Тула. 1898. С.150. 2 Там же. С. 152. 3 Там же. С.125. 4 Там же С. 128. 5 Обзор Тульской губернии за 1898 г. Тула. 1899. С.86; Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в тульской Епархии на 1898/1899 учебный год. Тула, 1899. С. 55. 6 Начальное народное образование в Тульской губернии в 1898-1899 учебном году. Тула, 1900. С.55. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в тульской Епархии на 1898/1899 учебный год. – Тула, 1899. С. 61.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=