"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

130 отношения к культурному наследию, сохранения, развития и распространения этнической и национально-культурной самобытности народов России. Важным является также сохранение единого социокультурного пространства многонациональной страны на началах формирования российского самосознания и самоидентичности. Решение этих вопросов в немалой степени зависит от эффективности использования в педагогической практике региональных образовательных традиций, учёта их местных особенностей. Исследовательский интерес представляет изучение исторического опыта региональной образовательной среды в целом и начального образования в частности, накопленного в русской провинции во второй половине XIX в., – периода кардинальных социально- экономических и политических преобразований России. В Российской империи в дореволюционный период не было единой системы начального образования. На территории страны функционировали учебные заведения, принадлежавшие разным ведомствам. Но ведущую роль в системе народного образования играли церковно-приходские (далее ЦПШ) и земские школы. Сравнительный анализ опыта их работы на региональном уровне позволяет выявить общее и особенное в функционировании начальных учебных заведений и как следствие складывание региональной образовательной среды в последние десятилетие XIXв. На региональном уровне накоплен и достаточно изучен опыт работы школ обоих ведомств. Проблемы организации и развития земской школы в Тульской губернии рассматривали Л.П. Фролова 1 , О.В. Рыжкова 2 , С.М. Маркова 3 . Историю становления, развития и функционирования начальных школ духовного ведомства анализировал П.С Шереметьев 4 . В русле рассматриваемой проблемы заслуживает внимание работа А.Г. Дружинина 5 , в которой автор анализирует взаимодействие земских учреждений и духовного ведомства в формировании губернской образовательной среды на протяжении XIX в. Таким образом, до настоящего времени по ряду аспектов не проводился сравнительно-исторический анализ начальных образовательных учреждений земств и Русской Православной Церкви. Важным критерием в проведении историко- сравнительного анализа начальных школ двух ведомств является сопоставление динамики их развития в последние десятилетие XIX в. (когда они стали ведущими образовательными учреждениями) на основе как земских, так и церковных статистических сведений. В первую очередь следует обратить внимание на количественное изменение начальных учебных заведений. Сопоставление можно провести по нескольким временным точкам. При этом начальной точкой отсчета может служить 1891 г., когда земства Тульской губернии уже определились с основными направлениями своей деятельности в области народного образования и когда были переданы школы грамоты, по подписанным Императорам «Правилам» 4 мая 1891 г. 6 , в ведение духовного ведомства. 1 Фролова Л.П. Земская школа Тульской губернии в 60-90 – ые гг. XIX века // Тульская школа. 1997. №1. 2 Рыжкова О.В. Государственная политика в сфере начального народного образования в России второй половины XIX века и крестьянство: по материалам Тульской губернии: автореферат дисс. … к.и.н. Тула, 2011. 3 Маркова С.М. Влияние государства и общества на гимназическое образование в России во второй половине XIX - начале XX в.: автореферат дисс. … к и.н. Тула, 2007. 4 Шереметьев П.С. Народные учителя и учительницы Тульской губернии. Тула, 1898. 5 Дружинин А.Г. Начальное народное образование в Тульской губернии с 1800 по 1900 год. Тула, 1901. 6 Правила о школах грамоты. Русская школа. 1891. №8. С.6.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=