"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

129 Комиссия народных чтений обеспечивала многочисленных абонентов «световыми картинами», которые выдавались ежедневно в определенное время со склада, находившегося в здании Коммерческого училища. Среди наборов «световых картин» преобладали картины естественно-научной тематики – 1415 картин из 5137, литературной - 1371 и духовного содержания – 862, исторические - 734, разного содержания – 378, общая стоимость картин и брошюр составляла более 5000 руб. 1 . Городские и начальные сельские училища с 1906 г. пользовались складом бесплатно. Для остальных абонентов была предусмотрена плата до 10 руб. в полугодие. Предоставление картин не было основным источником доходов общества, его деятельность обеспечивалась пособиями от Тульского городского управления, тульского попечительства о народной трезвости, сахарного завода Терещенко, епархиального училищного совета. Преподаватели читали лекции бесплатно. В период Первой российской революции 1905-1907 гг. активность общества несколько снизилась: сократилось количество лекций и число абонентов, при этом в программе лекций стала преобладать духовно-нравственная тематика, среди лекторов преобладали священнослужители. Таким образом, культурно-просветительская деятельность была важнейшим компонентом практической деятельности передовых учителей. Популяризируя новые достижения и открытия науки, учителя расширяли представления учеников и их родителей о мире, мотивировали к самопознанию и самовоспитанию. Активное участие в культурно-просветительной и благотворительной деятельности показывает, что большинству учителей и преподавателей средних учебных заведений были присущи такие качества, как неравнодушие к судьбе Родины, любовь к приобретению новых знаний, интерес к истории, уважение к культуре прошлого, эстетический вкус. Среди интеллигенции губернии учительство играло наиболее активную роль в преобразовании сознания людей, утверждению гуманистических ценностей. Д. В. Некрасов студент V курса факультета истории и права ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Воспитание молодого поколения современного Российского государства, способного к социализации в условиях XXI в., возможно только в благоприятной образовательной среде, под которой понимается исторически сложившаяся, динамично развивающаяся сфера жизни, включающая в себя совокупность условий, в которых происходит становление и развитие личности, как правило, с помощью школьного образования. Образовательная среда является основным компонентом уникальной историко-культурной территории и используется в качестве инструмента изучения в исторической ретроспективе региональных особенностей образовательной практики. В связи с этим становится актуальным определение необходимости обеспечения исторической преемственности поколений, воспитания бережного 1 Там же. С. 3-4.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=