"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
128 воспитанников и преподавателей, отражают порой забавные детали, характеризующие начинающих путешественников. Например К. Дубенский отметил в отчете о поездке в Крым: «из числа необходимых вещей, как показал опыт, оказались совершенно не нужны калоши, которыми ни разу во время экскурсии не пришлось пользоваться, а из числа желательных вещей чувствовался недостаток в бинокле» 1 . Подробные отчеты организаторов поездок содержали множество советов и рекомендаций по организации питания учащихся, занятий во время переездов, что способствовало развитию экскурсионной деятельности в г. Туле. Экскурсионные общества в 1911/1912 учебном году были созданы в 12 городах Московского учебного округа. Столь активная деятельность общества в Туле была бы невозможна без инициативы и организаторских способностей тульских преподавателей. Большой вклад в организацию просветительской работы в Тульской губернии внесла Тульская комиссия народных чтений, образованная в 1884 г. Средства на устройство чтений были выделены А.С. Баташевым. В первые годы с посетителей чтений взималась небольшая плата – 5 коп. за билет. Председатель комиссии преподаватель Тульской мужской классической гимназии Н.А. Цветков смог заинтересовать городскую общественность, губернское земство и обществу были выделены субсидии. Что позволило увеличить количество картин, открыть абонемент и предоставлять «световые картины учебным заведениям бесплатно 2 . В марте 1902 г. Н.А. Цветков был переведен в Елецкую гимназию. Председателем комиссии был избран П.А. Верещагин, директор Коммерческого училища 3 . В состав комиссии входили священнослужители, врачи, военнослужащие и около 50% состава, а в некоторые годы больше, составляли преподаватели тульских учебных заведений: мужской классической гимназии, коммерческого и реального училищ, городского училища, некоторых начальных школ. Содержанием деятельности общества была организация чтений и литературно-музыкальных вечеров с «показом световых картин с волшебным фонарем», а также выдача картин для просмотра абонентам (прежде всего учебным заведениям губернии). Мероприятия, как правило, проходили в местах, определенных тульским комитетом общества трезвости (в Чулкове, на Хлебной площади и на Арсенальной площади в частных домах), а также в Народном доме на улице Новопавшинской, в Александро-Невской школе и на сахарном заводе. Тематика чтений была чрезвычайно многообразна: духовно- нравственная, историческая, географическая, литературно-художественная. Наиболее активными лекторами были преподаватель мужской гимназии И. М. Платонов и преподаватель реального училища Н.Н. Эльманович (цикл лекций о Смутном времени), преподаватели коммерческого училища П.П. Смирнов и Т.П. Шаталов (лекции по страноведению и этнографии) 4 . Трудно переоценить значение культурно- просветительской деятельности комиссии в провинциального городе с достаточно невысоким уровнем грамотности среди горожан, прежде всего, работников заводов и фабрик, а именно они составляли основную аудиторию. О росте познавательного интереса и любознательности слушателей свидетельствовало постоянное расширение тематики лекций. Например, К. Дубенский в октябре 1906 г. прочел на сахарном заводе лекцию «Землетрясения и огнедышащие горы» 5 . 1 Там же С. 47. 2 Отчет комиссии по устройству народных чтений в городе Туле за 1902 г. Тула, 1903. С. 1-2. 3 Отчет Тульской комиссии народных чтений за 1904 г. Тула, 1905. 4 Отчет Тульской комиссии народных чтений за 1904 г. Тула, 1905. С. 9-11. 5 Отчет Тульской комиссии народных чтений за 1906г. Тула, 1907. С. 21-33.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=