"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

127 семинарии А.В. Поперекова и преподаватель епархиального училища Н.П. Борисоглебский. Возглавил работу комиссии директор реального училища К.В. Немыцкий 1 . Главным направлением деятельности стало изучение Тульского края, подготовка открытия местного музея. С целью пропаганды деятельности общества и увеличения его средств устраивались публичные платные лекции, были опубликованы листы об организации ученических экскурсий и разосланы родителям. Члены общества вели переписку с администрацией заводов, фабрик, музеев и других учреждений Тулы об организации экскурсий, итогом которой стала разработка программы посещения учащимися Императорского оружейного завода, Патронного завода, мастерских Московско-курской железной дороги, казенного винного склада, Сахарного завода братьев Терещенко. Музея кустарной промышленности, городской электрической станции, самоварной фабрики братьев Шемариных, епархиальной палаты древностей, энтомологической и бактериологической станций 2 . Экскурсии носили систематический характер, их программа была тщательно продумана с учетом образовательных, воспитательных задач, несомненно, экскурсионная деятельность способствовала и дальнейшему профессиональному самоопределению учащихся. В 1911/12 учебном году группы учащихся средних учебных заведений Тулы под руководством педагогом совершили поездки в другие города. Воспитанники IV-V классов Тульского реального училища под руководством преподавателей И. Марченко и А.Д. Краснопевцева в июне 1911 г. совершили поездку на Урал. В течение восемнадцати дней они посетили по дороге города Самару, Златоуст, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, на обратном пути - Нижний Новгород. В ходе экскурсии были осмотрены заводы, прииски (в том числе березовские золотые прииски), осмотрена экспозиция минералогического музея в Екатеринбурге, совершено восхождение на г. Таганай. 3 Несмотря на то, что организаторы сожалели, что из-за недостатка времени «экскурсии не был придан научный характер», экскурсанты взяли с собой книги по географии России, справочные издания, в дороге «время проводили в чтении справочных книг, пении игре на мандолине» 4 . В июне 1912 г. под руководством Р.Р. Вихерта, Н. Руднева, А.Д. Краснопевцева воспитанники Реального училища совершили поездку в Москву, осмотрели памятники истории и культуры, побывали на Бородинском поле 5 . В июне 1911 г. воспитанницы I тульской женской гимназии под руководством К. Дубенского, назначенного Председателем педагогического совета, совершили поездку в Крым, посетили города Севастополь, Алупку, Симферополь, посетили Бахчисарай 6 . Отчеты об этих поездках показывают серьезную подготовительную работу организаторов, разумный подход к расходованию финансовых средств. Экскурсии были доступны для большинства учащихся: путешествие на Урал стоило 31 руб. 50 коп. на человека, а экскурсия в Крым менее 28 руб. Следует отметить, что Попечительство Московского учебного округа содействовало организации экскурсий, как правило, останавливались экскурсанты в зданиях учебных заведений тех городов, которые посещали, что сокращало расходы. Для подростков провинциального города эти поездки открыли новый мир, ведь большинство воспитанников, по отзывам педагогов, не были даже в Москве. Отчеты содержат интересные наблюдения 1 Отчет о деятельности Тульской экскурсионной комиссии за 1911/12 учебный год. Тула, 1912. С.2. 2 Там же. С. 4-5. 3 Там же. С. 17-39. 4 Там же С. 23. 5 Там же. С. 15-16. 6 Там же. С. 45-47.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=