"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

126 пополнялся в том числе благ.ря активной деятельности педагогов. При гимназии действовало Общество вспомоществования бедным ученикам гимназии. При поддержке городского головы А.А.Смирнова в 1911-1912 учебном году в зале Дворянского собрания были организованы «бал-базар и лотерея-аллегри», которые позволили собрать более 3600 руб. дляпомощи нуждающимся ученикам 1 . Педагоги гимназии, постоянно сталкиваясь с проблемами усвоения учащимися материала по русскому языку (этот предмет имел достаточно низкий средний балл в гимназии), стали в 1911 г. инициаторами создания комиссии учителей русского языка города, предвосхитив циркуляр министерства народного просвещения о плане борьбы с малограмотностью. Деятельность комиссии включала в себя обмен опытом между учителями словесности средних учебных заведений города, что оказало положительное влияние на уровень успеваемости по русскому языку. В гимназии из 1438 учеников, не успевающих по предмету, к концу года остался 71 ученик 2 . В Тульской мужской классической гимназии регулярно проводились экскурсии и паломнические поездки для воспитанников. Например, в 1908-1909 учебном году гимназисты под руководством директора В.М. Комарницкого и преподавателя Д.В. Барциковского совершили поездку в Москву, Санкт-Петербург, Финляндию с осмотром достопримечательностей и путешествие в Крым 3 . В 1909-1910 учебном г. зимой была организована поездка в Финляндию, а весной - на юг России и в Константинополь 4 . В 1910-1911 учебном г. под руководством А.О. Бунакова – экскурсия на Кавказ, причем участники пешком преодолели Дарьяльское ущелье, прошли по берегу р. Терек, осмотрели старые храмы Грузии 5 . Преподаватели гимназии, в 1911 г. выступили с инициативой создания в Туле постоянной местной комиссии по организации экскурсий. В.И. Комарницкий предполагал, что комиссия поможет решить следующие задачи: открытие обществ для организации экскурсий, составление районных маршрутов, обработка и издание собранного экскурсантами материала, устройство ближних и дальних экскурсий для учащихся местных учебных заведений, забота об образовании из местных учеников «кадра хороших знатоков данной местности, способных давать полезные указания приезжающим экскурсантам», устройство при учебных заведениях музеев из собираемого в экскурсиях материала, устройство лекций, и другие меры 6 . После получения разрешения попечителя московского учебного округа комиссия была образована: 9 февраля 1911 г. в здании II женской гимназии прошло учредительное заседание комиссии. В ее состав вошли директор Тульской мужской классической гимназии О.А. Бунаков, преподаватели: А.И. Токарев, И.М. Платонов, А.П. и С.П. Веселовские, преподаватели реального училища: К.С. Дубенский, И.И. Марченко, председатель педагогического совета I женской гимназии А.М. Покровский. Преподаватели Н.В. Воскресенский, Е.Г. Сухинина, М.В. Шпренгер, начальница II женской гимназии С.И. Дружинина, преподаватели: И.П. Смирнов, Ф.И. Саваренский, преподаватель Дворянской гимназии Т.Л. Шаталов, начальница частной женской гимназии О.И. Никольская и учительницы Е.П. Каспина и С.И. Свечникова, директор частной мужской гимназии И.Ф. Перов, начальница частной женской гимназии В.В. Арсеньева, преподавательница женской учительской 1 Там же. С. 14. 2 Там же. С. 12. 3 Отчет о состоянии Тульской мужской гимназии за 1908-1909 учебный год. Тула, 1909. С. 81. 4 Отчет о состоянии Тульской мужской гимназии за 1909-1910 учебный год. Тула, 1910. С. 51. 5 Отчет о состоянии Тульской мужской гимназии за 1910-1911 учебный год. Тула, 1911. С. 26. 6 Там же. С. 25.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=