"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
124 исследовала общественно-политическую деятельность тульской интеллигенции в 60-е гг. XIX – начале XX в., уделяя значительное внимание деятельности интеллигенции в формировании культурной среды провинции 1 . В данной статье рассмотрены содержание, формы и результаты культурно-просветительной и благотворительной деятельности преподавателей Тульской мужской классической гимназии и других учебных заведений города в на рубеже XIX – XX вв. В исследовании проблемы использованы такие источники как: материалы педагогической публицистики 2 , отчеты учебных учреждений 3 , отчеты общественных объединений 4 . Е.И. Самарцева отмечала: «Преподаватели являлись довольно многочисленной, разнородной и поэтому социально сложной группой интеллигенции. Призванные по своей профессиональной функции не только обучать, но и воспитывать подрастающее поколение, учителя находились в большей зависимости от властей. Несмотря на это неординарная профессионально-творческая деятельность многих из них, подвижническая, общественная культурно-просветительная работа – давали зримые результаты в масштабе губернии, а ряде случаев получали более широкую известность…» 5 . И.В. Зубков, анализируя роль учительской интеллигенции в общественной жизни, выделил понятие «элиты учительства», подразумевая «совокупность социально активных индивидов, являвшихся носителями культурных инноваций, которые со временем могли стать культурной нормой и для «массы» - культурно инертных индивидов, отличавшихся от «элиты» равнодушием к своим социальным функциям» 6 . Изучение деятельности тульского учительства подтверждает эту мысль. Именно талантливые учителя смогли сплотить вокруг себя культурные силы провинции. В Туле наибольшей активностью отличались преподаватели Тульской мужской классической гимназии, которая на всем протяжении своего существования играла заметную роль в жизни города. В гимназии регулярно проходили литературные вечера, вечера-развлечения лекционные чтения, благотворительные акции, учащиеся гимназии разыгрывали небольшие пьесы. Все это было результатом активной деятельности талантливых преподавателей, таких как А.П. Веселовский, И.М. Платонов, А.И. Токарев, М. Зайбрлых и многих других. периодической печати России конца XIX – начала XX вв. Сб. ст. М., 1989. С. 71-81; Педагогическая интеллигенция губернии на рубеже XIX - XX вв // Просвещение на Руси, в России: исторический опыт: Материалы Девятнадцатой Всероссийской заочной научной конференции. СПб, 2000. С.134-137; Гуманистические традиции тульской интеллигенции (конец XIX–начало XX вв.) // Тульский областной институт повышения квалификации работников народного образования. Тула, 1992.; Культурно-просветительская деятельность тульской интеллигенции (тезисы) // Интеллигенция России: традиции и новации: Тезисы докладов межгосударственной научно-теоретической конференции. Иваново, 1997. С. 301-302. 1 Вепренцева Т.А.Общественно-политическая деятельность интеллигенции Тульской губернии в 60-е гг. XIX – начале XX вв.: дисс. … канд. истор. наук. Тула, 2003. 2 Чехов Н. В. Сорок лет тому назад //Чехов Н. В. Сборник статей. М., 1925. 3 Отчет о состоянии Тульской мужской гимназии за 1911-1912 учебный год. Тула: Тип. Малицкого 1913. 34 с. с прилож. 4 Отчет комиссии по устройству народных чтений в городе Туле за 1902 г. Тула, 1903.; Отчет Тульской комиссии народных чтений за 1904 г. Тула, 1905; Отчет Тульской комиссии народных чтений за 1906 г. Тула, 1907; Отчет о Белевском земском научно-образовательном и художественном музее им. П. В. Жуковского за 3- й год существования (с 1 сентября 1912 по 1 сентября 1913 г.). Белев, 1913; Отчет о Белевском земском научно - образовательном и художественном музее им. В.А. Жуковского с 1. IX 1913 по 01. IX 1914 г. Белев, 1914; Отчет Белевского научно-образовательного и художественного общества за 1913 г. Белев, 1914; Отчет о деятельности Тульской экскурсионной комиссии за 1911/12 учебный год. Тула, 1912. 5 Самарцева Е.И. Встреча через столетие. Очерки истории интеллигенции Тульской губернии на рубеже XIX – XX вв. в колнтексте ряда теоретических замечаний. Тула, 2005. С. 98. 6 Зубков И. В. Учительская интеллигенция России в конце XIX- начале XX вв.: автореф. дисс. … док. истор. наук. М., 2008. С. 2-3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=