"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

123 примет российского прошлого. Чистому воздуху Ясной Поляны М.Л. Толстой обязан здоровьем, любовью к природе и земле. Прихотливости генетики рода Толстых – одаренностью в музыке, простотой, демократичностью, природной тактичностью. Одна вторая часть крови Л.Н. Толстого обязывала любить словесность, лошадей, верховую езду, охоту, цыганское пение и проявлялась в неповторимом толстовском шарме. Последние годы жизни в Марокко М.Л. Толстой провел в крестьянских заботах. На трехстах гектарах в городке Сиди Бетташ, расположенном между Рабатом и Касабланкой, он вместе с родственниками собирался воскресить приметы прошлой жизни, хотя бы отдаленно напоминающие российский потерянный рай. Были построены несколько домов, посажен сад, засеяны поля, куплены крупный рогатый скот и ангорские козы, которые по расчетам М.Л. Толстого должны приносить большой доход. Он осматривал пшеничные поля, наблюдал за скотом. Чуткий к погоде, как всякий человек, близкий к земле, он опасался засухи, и ждал дождей. В маленьком домике, заросшем до крыши бугенвиллеей, вдали от соблазнов Парижа, он нашел покой: в заботах о земле и доме в марокканской деревне. Михаил Толстой умер в больнице в 1944 г. в Рабате и был похоронен на русском кладбище. В 2007 г. его останки были перезахоронены на фамильном кладбище при Николо-Кочаковском кладбище в Ясной Поляне. Его жена Александра Владимировна умерла в 1867 г. в Нью-Йорке. Ю. В. Антонова учитель истории МБОУ СОШ № 16, им. Полного кавалера ордена Славы В. С. Королева г. Тулы КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ТУЛЫ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в. Культурно-просветительская деятельность учительства неоднократно была предметом исследования историков и краеведов. В диссертационном исследовании И.В. Зубкова 1 дана комплексная социальная и историко-психологическая характеристика учителей земских школ и преподавателей мужских и женских гимназий, прогимназий, реальных училищ, в том числе автор исследовал такой аспект деятельности учительства как просветительство. Л.П. Фролова, анализируя деятельность тульского земства, затрагивала вопросы участия учительства в культурно-просветительской деятельности 2 . Деятельность учительства как группы тульской интеллигенции рассмотрена в работах Е.И. Самарцевой 3 . Т.А. Вепренцева 1 Зубков И. В. Учительская интеллигенция России в конце XIX- начале XX вв.: автореф. дисс. … док. истор. наук. М., 2008. 2 Фролова Л.П. К истории Тульского земства в 60-80 гг.XIX в. (Земство и некоторые вопросы народного образования в России): Вопросы экономической и социальной истории России XVIII–XIX вв. Тула, 1973. С. 42-52; Ее же. Тульское земство 1864 г. – начало XX века. Тула, 2004; Ее же. Земская школа в 60-90 гг. XIX в. в Тульской губернии: Тульская школа. Тула, 1997. № 1. С. 62-65. 3 Самарцева Е.И. Интеллигенция Тульской губернии на рубеже XIХ-XX вв.: автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1991.; Ее же: Встреча через столетие. Очерки истории интеллигенции Тульской губернии на рубеже XIX –XX вв. в колнтексте ряда теоретических замечаний. Тула, 2005.; Ее же. Тульские преподаватели на рубеже XIX – XX вв. Состав и положение. // Тульская школа. 1995. №4. С. 53-57; Развитие просвещения в Тульской губернии по материалам периодической печати конца XIX – начала XX вв.// Общественно-политическая проблематика

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=