"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

112 им учебник русского языка выдержал 157 изданий; более десяти миллионов экземпляров книг учителя русских учителей вышло до Октябрьской революции! Педагог-теоретик, педагог-философ, Ушинский впервые объединил в педагогике достижения антропологических наук, осуществил поразительный по своему объёму педагогический синтез научных знаний о человеке, кардинально менявший традиционный взгляд на задачи и содержание педагогики. Его капитальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» открывал новые пути развития педагогики, поднимал её на качественно новую ступень. И в этом – вклад Ушинского в сокровищницу мировой науки. С появлением этого труда педагогическая теория и практика обретали и принципиально новый взгляд на сущность и задачи и самой педагогической деятельности – концепцию развивающей деятельностной педагогики: развитие выступает как цель и результат деятельности, деятельность – как фундамент и основной фактор развития. «Педагогическая антропология» Ушинского настолько опередила время, что лишь в последние годы приходит настоящее понимание всей значимости и масштабности её замысла, её идей. Учёный ставил и решал в этом труде столь грандиозную научно-педагогическую задачу, что она оказалась не по плечу не только его современникам, но и педагогике XX столетия. В итоге фундаментальный научный проект, начатый Ушинским, ещё и сегодня остаётся незавершённым. И актуально написанное ровно век назад П. П. Блонским: «Ушинский ещё жив для будущего … Ушинский велик, а мы – его должники». Изучение отечественной истории свидетельствует, что наследие учёного и развитие российской педагогики находятся в тесной взаимосвязи. Чем более плодотворным было освоение его идей, тем значительнее обогащалась педагогическая наука и эффективнее становилась практика образования; чем успешнее развивались школа и педагогика в России, тем более возрастало значение наследия Ушинского, зажигающее педагогическую мысль своим научным и гуманистическим содержанием. Это и сегодня не только «наследие», но один из действенных факторов модернизации российской науки и образования. Вместе с тем в биографии великого педагога немало «белых пятен». До настоящего времени подвергают сомнению место, день и даже год его рождения. Мало что известно о родителях Ушинского, первых детских годах. Освещение его биографии по существу начинается с периода обучения в Новгород-Северской гимназии (1833-1840). Ушинский не оставил своих мемуаров (интересно начатые его воспоминания, обещавшие стать талантливым жизнеописанием, оборвались всё на том же Новгород- Северском периоде), а многочисленная биографическая литература о нём представляет собой либо наспех написанные воспоминания современников, основывающиеся на одних лишь свидетельствах памяти, либо работы более поздние и, казалось бы, более основательные, но основывающиеся всё на тех же противоречивых и не проверенных документально свидетельствах современников. Серьёзные архивные поиски документов, относящихся к жизни и деятельности Ушинского, предпринял ещё в начале прошлого века В.И. Чернышев, ставший затем членом-корреспондентом АН СССР. В годы Советской власти эту научно- исследовательскую поисковую работу продолжили член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР В.Я. Струминский, действительные члены этой академии Е.Н. Медынский, Д.О. Лордкипанидзе и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=