"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

111 Хомякова было связано с написанием стихотворений, исторических и религиозно- философских сочинений, созданию проекта отмены крепостного права. Современники отмечали, что Алексей Степанович был энциклопедически образован, «…не было науки, в которой Хомяков не имел бы обширнейших познаний … о которой не мог бы вести продолжительного разговора со специалистом», - писал М.П.Погодин 1 . А.С. Хомяков в воспоминаниях потомков не стал автором первой величины, но он внёс свой вклад в отечественную драматургию и поэзию славянства. Е. Г. Шаин кандидат педагогических наук, заведущий кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» ВРЕМЯ УШИНСКОГО «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни…», - записал в дневнике 26-летний Константин Дмитриевич Ушинский. И каждый год, каждый день своей жизни он шёл к этой благородной цели. Именно о нём один из ближайших его соратников Л.Н. Модзалевский сказал: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный учёный, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор…». К этому туляки могут с гордостью добавить лишь одно: и наш земляк! Во 2-ом томе Тульского биографического словаря Ушинский представлен как основоположник педагогической науки в России, автор учебников для народных школ, литератор, журналист, чьи идеи не потеряли своего значения до наших дней 2 . Даже подобной краткой характеристики достаточно, чтобы объяснить неугасающий интерес ко всему, что связано с этим человеком, в том числе в Туле. Подобно Л. Н. Толстому, Ушинский пришёл в педагогику со стороны, с самыми широкими взглядами, глубоким образованием, не связанный традициями, не зная педагогической рутины, - пришёл преобразователем, и пришёл в годы, подходящие для преобразований. По мнению многих учёных, в русской педагогике второй половины XIX – начала XX столетия, богатой яркими именами, эпитет великого педагога приложим только к Ушинскому - основоположнику научной педагогики в России, ведущему реформатору русской школы и национального общественно-педагогического самосознания. Он был универсален: дидакт, теоретик воспитания, методист, педагог- психолог, школовед, историк педагогики, зачинатель российской сравнительной педагогики. Автор известнейших книг для первоначального классного чтения «Детский мир» и «Родное слово». Именно Ушинский объявил, что основа образования – родной язык, а не западный и не древний, и это было переворотом в педагогике его времени. Созданный 1 Там же С. 44. 2 Тульский биографический словарь. В 2-х т. / Редкол.: А. Д. Афанасова, В. И. Боть и др.; Под ред. В. И. Крутикова; Сост. С. Д. Ошевского. Тула, 1996. Т. 2. М-Я. С. 268.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=