Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2023

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 87 Abstract. Differences in the quality of sleep and indicators of voluntary attention in students with different chronotypes are shown. It is important to draw students’ attention to the indi- vidual manifestations of chronotypes and the need to take them into account for the rational organization of educational activities and maintaining health. Keywords: sleep quality, attention, chronotype, students. В жизни современных студентов значительное время отводится учебной информационной нагрузке высокой интенсивности. При этом многие обуча- ющиеся в вузах не могут рационально организовать свой рабочий день и дол- говременно планировать учебную и другие виды деятельности, например, свою подготовку к различным видам аттестации. Это влияет на их функцио- нальное состояние и работоспособность как в течение семестра, так и во время экзаменационной сессии. У студентов может возникать дефицит вре- мени, который в таком случае является стрессовым фактором, его длительное действие будет приводить к нарушениям в состоянии здоровья [2, 3]. Рациональное планирование деятельности и поддержание работоспо- собности студентов на высоком уровне возможно, если учитывать индиви- дуальные особенности биологических ритмов. В настоящее время в лите- ратуре приводится достаточно много информации о взаимосвязи биоритмов и различных проявлений жизнедеятельности человека [2, 3]. Ин- дивидуальные особенности суточных ритмов организма отражаются в та- ком понятии как хронотип. Показано, что производительность труда может быть повышена в ряде случаев на 50 % только за счет должного совмеще- ния часов работы с периодами физиологического подъема работоспособно- сти, т. е. учитывая хронотип [2]. Исследование влияния хронотипических особенностей на функциональное состояние человека позволит научно обоснованно организовать учебный процесс и режим дня обучающихся. Целью нашей работы было изучение особенностей качества сна и про- извольного внимания у студентов с разными хронотипами. В исследовании приняли участие 20 студентов факультета естествен- ных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Эксперимент проводили в течение двух лет (в межсессионные периоды во втором семестре 3 курса и в первом и втором семестрах 4 курса). Для определения хронотипа использовали тест Хорна-Остберга, который учитывает результаты субъективной оценки предпочтений испытуемых по отношению ко времени пробуждения и работоспособности в разное время су- ток. Данный тест позволяет выделять три хронотипа: жаворонки (утренний тип), голуби (промежуточный, аритмичный тип) и совы (вечерний тип) [5]. Результаты тестирования показали отсутствие среди наших испыту- емых студентов с утренним хронотипом. Большая часть участников экс-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=