Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2023
Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 57 неблагоприятным условиям и при этом продолжать эффективно действо- вать определяется как жизнестойкость. С. Мадди и С. Кобейса [4] опреде- ляли жизнестойкость как – личностную характеристику, которая отражает три жизненные установки: вовлеченность, уверенность в возможности осу- ществления контроля над возникающими ситуациями, а также готовность к риску. Жизнестойкость – это переменная характеризующая устойчивость к стрессу, восприятие трудностей как возможность личностного роста. Высокая жизнестойкость способствует улучшению волевых свойств, самоуправления в процессе соревнований [3]. Спортсмены с высокой жиз- нестойкостью более уверены в себе и менее подвержены социальному дав- лению [5]. Чем выше жизнестойкость, тем легче спортсмену в процессе соревновательного сезона справляться с нагрузками, трудностями, возмож- ными неудача, стрессом и затрачивать меньше времени для восстановления [6]. Высокая жизнестойкость позволяет спортсменам во время соревнова- ний демонстрировать заявленный результат, превосходить свой же резуль- тат, собираться после неудач [7]. Жизнестойкость способствует социально- психологической адаптированности личности [1]. Таким образом жизне- стойкость может рассматриваться как важный личностный ресурс спортс- менов тренировочной и соревновательной деятельности. Цель исследования , выявить предикторы формирования жизнестой- кости спортсменов юношеского возраста. Для решения поставленной цели были использованы следующие пси- ходиагностические методы : тест жизнестойкости в адаптации Д. А. Леон- тьева, Е. И. Рассказовой. Опросник маркеры факторов «Большой пятерки» (МФБП) Л. Голдберга в адаптации Г. Г. Князева. Опросник «Шкала базис- ных убеждений» Р. Янофф-Бульман в адаптации М. А. Падун, А. В. Котель- никовой. Опросник «Почему я занимаюсь спортом» Р. Дж. Валлеранда, адаптированный на кафедре психологии КГУФКСТ. Обработка полученных данных проводилась с помощью методов мате- матической статистики: множественный регрессионный анализ, метод по- шагового отбора. В исследование приняли участие 50 спортсмена юношеского воз- раста командных и индивидуальных видов спорта. Согласно полученным данным вовлеченность и готовность активно включаться в разрешение трудностей, а не избегать их и бросать начатое, де- терминирована на себя на 53,9 % чертами Большой пятерки «экстраверсия» (β=0,469) и «сознательность» (β=0,384), на 37,7 % внутренним мотивом «зна- ния» (β=0,465) и амотивацией (β=-0,329), на 40,7 % базисными убеждениями личности «Образ Я» (β=0,473) и «убежденность в справедливости окружаю- щего мира» (β=0,283). Формирование у спортсменов активной позиции для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=