Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2023

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 254 Жизнь человека не может существовать без социального взаимодей- ствия, оно проявляется в любых видах деятельности, в том числе спортив- ной и его отсутствие может привести к определенным проблемам. Но, со- циальное взаимодействие на соревнованиях и в процессе спортивной подготовки, не всегда может проходить мирно, так как люди различны в своих мнениях, чертах характера, точках зрения. Это может привести к противоречиям и конфликтам. В таком случае, спортсменам необходимо уметь проявлять навыки конфликтологической компетентности. Формирование свободных личностей предполагает развитие у них уме- ний принимать социально и морально ответственные решения, организо- вывать межличностное общение, основанное на принципах толерантности, уважения и признания суверенности другого человека, минимизировать от- рицательные последствия возникающих при общении конфликтов, что включает такое личностное образование, как конфликтологическая компе- тентность. Актуальность формирования конфликтологической компетентности спортсменов обусловлена динамикой общественного развития в России и в мире в целом и усложнением социальной структуры современного об- щества, спорта. В настоящее время не существует единой теории конфликтологиче- ской компетентности и ее определения. Проблемой исследования конфликтологической компетентности занима- лись: Б. И. Хасан, А. М. Митяева, Д. В. Ивченко, А. Я. Анцупова, А. И. Шипи- лова, Г. В. Чекмарева, М. Р. Хачатурова. Б. И. Хасан рассматривает конфликтологическую компетентность как умение индивида в конфликтной ситуации действовать в плодотворном русле; способность переводить конфликт с дестабилизирующих позиций в конструктивные рамки; набор знаний о различных способах взаимодей- ствия в конфликтных ситуациях [3]. По мнению Г. В. Чекмаревой – это система, составляющая набор зна- ний, умений и определённых навыков, позволяющих разумно выстраивать общение с людьми и разумно выходить из конфликтных ситуаций, не теряя при этом собственных достоинств личности [4]. Д. В. Ивченко утверждает, что конфликтологическая компетентность является интегральным качеством индивидуума, состоящим из следующих свойств индивидуальности: гибкости ума, конфликтологических знаний – эти свойства составляют интеллектуальную сферу индивидуальности. К эмоциональной сфере относятся следующие свойства конфликтогенно- сти: уровень тревожности, самооценки и уверенности в себе. К мотиваци- онной сфере и сфере саморегуляции автор относит: отношение к насилию

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=