Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2023

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 250 ности. Экстремальные условия соревнований требуют от спортсмена про- явления всего спектра ресурсов в виде тактических, технических, физиче- ских и психологических навыков, так как способствуют слиянию объекта и субъекта деятельности. Г. Д. Горбунов [1] характеризует спорт высших достижений как мак- симально приближенную модель реализации стремления к самоактуализа- ции и самоутверждению путем победы над собой и другими. Спорт – это социальная среда, оказывающая влияние на личность спортсмена, причем именно в сенситивные периоды ее развития. А. В. Родионов [7] обращает внимание на вид спорта и условия сорев- нований, в зависимости от которых спортсмены либо взаимодействуют, либо сотрудничают. Автор выделяет характеристики, которые необходимо учитывать в работе со спортивной командой: уровень притязаний спортс- менов, степень желания в достижении успеха, сплоченность группы, стрем- ление к общению, внутригрупповое и межгрупповое соперничество, посто- янство спортивного коллектива и его численность. Г. Б. Горская [2] отмечает, что в командном спорте возникают стрессы по вертикали, обусловленные взаимоотношениями спортсменов с трене- ром, и по горизонтали – взаимоотношения между спортсменами внутри коллектива. Внутрикомандные стрессоры возникают при напряженном психологическом климате в команде, отсутствии поддержки со стороны коллег по команде, неправильном распределении ролей и иерархии, чрез- мерном желании реализовать личные амбиции, противоречащие целями ко- манды, борьбе за лидерские позиции. Таким образом, анализ научных трудов по теме исследования подтвер- дил, что спортивные команды в силу высокой стрессогенности условий труда, являются удачным примером малых групп, в которых личность включается в групповые эмоции через преодоление стресса, переживание поражения и победы, через стремление к поставленной цели, через необхо- димость взаимодействовать с другими членами команды. Большинство исследований механизмов и особенностей возникнове- ния групповых эмоций сконцентрировано на изучении эмоционального за- ражения, групповой паники, вины и психозов, т. е. хорошо изучена тема психологии группы с точки зрения переживания негативных эмоций [9]. Тема группового копинга, его взаимосвязи с групповыми эмоциями, остается малоизученной и весьма интересной, так как углубление знаний в этом направлении позволит выявить те характеристики личности, кото- рые способствуют снижению негативных проявления командного копинга, и повышению уровня конструктивных способов группового совладающего

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=