Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2023

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 248 человека (политические митинги, насилии над другими), важно культиви- ровать развитие самосознания и отделения себя от группы. В ситуациях же, когда коллективные переживания нужны и важны, например, в спортивной команде, с целью усиления эффективности взаимодействия между членами команды, необходимо целенаправленно снизить уровень их индивидуаль- ного самосознания. Чего не нельзя сказать о роли группового самосознания. Групповое самосознание, пишет Т. А. Нестик [5], является важнейшим элементом надежности и успешности группы. К элементам группового со- знания относят групповую мотивацию, единство мнений, принятие группо- вых целей, обобщенная и адекватная оценка условий совместной деятель- ности, умение людей отражать представление всей группы о своих членах и характере их взаимодействия. Приобщая вышесказанное к особенностям деятельности спортивной команды, можно утверждать о том, что значимость групповых эмоций и ощущения членами команды чувства целостности и единства с группой, с точки зрения достижения группой спортивных высот, связана с тем, что результат игры зависит не только от конкретного спортсмена и его умений, но и от гармоничной и слаженной работы всех членов команды. Таким образом, эмоциональное заражение представляет собой меха- низм межличностной передачи эмоций людьми другу. К групповым эмо- циям относятся как негативные эмоциональные переживания, так и пози- тивные. К первой группе относят групповые фобии, массовые психозы, груп- повую панику, аффект, массовые психозы. Ко второй: групповую мотива- цию, групповой копинг. М. В. Ефремова и Л. К. Григорян [4] предлагают разделять понятия «коллективные эмоции» и «эмоции, основанные на ощущении групповой принадлежности». Коллективные эмоции разделяемы группой людей. Они могут быть и положительными (чувство гордости за страну, радость за по- беду своей спортивной команды), и отрицательными (чувство страха, чув- ство гнева). Эмоции, основанные на принадлежности к группе, возникают на основе социальной идентичности. Возникают данные эмоции после со- бытий, к которым сам человек не причастен, но через эти эмоции ощуща- ется причастность к поступкам, совершаемым командой. Например, воз- никновение у человека группового чувства вины связано с результатом поведения членов группы при нарушении гармонии и баланса между ожи- даемым и реальным поведением членов команды [4, 6]. Соответственно, интенсивность и степень проявления групповых эмо- ций зависит от того, насколько сильно спортсмен идентифицирует себя с командой: чем выше идентификация, тем сильнее эмоция. Также стоит

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=