Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2023
Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 207 Волевые качества формируются и развиваются в течение всей жизни и сознательной деятельности человека. Воля, подобно другим психическим процессам, развивается в соответствии с общим развитием личности. Известно, что каждое волевое действие является целенаправленным дей- ствием. По убеждению Е. П. Ильина, волевые качества являются особенно- стями волевой регуляции, которые проявляются в определенных специфи- ческих условиях, порожденных сложностями, требующими их преодоле- ния [2]. Для подростков воля занимает важное место, будь то в качестве черты, присутствующей у другого человека, или в качестве характеристики, кото- рую они стремятся приобрести сами. Они идеализируют людей, которые обладают сильной волей, и стремятся подражать им. Часто именно таким высоким уровнем оценки волевых качеств личности и объясняется то, что учащиеся чаще всего ставят перед собой цель развития собственной воли в качестве перспективы самовоспитания. Вместе с тем подростки, по сравнению с другими школьниками, обла- дают более слабой волей. Это связано с их организованными недостатками, страхом перед возможными трудностями и подверженностью внешнему влиянию со стороны. Они часто не следуют требованиям и правилам пове- дения. Впрочем, эта характеристика более характерна для младших под- ростков, но она также справедлива и для старших. Процесс акселерации тоже не способствует развитию волевых качеств. С постепенным переходом подростка во взрослую жизнь, развитие во- левых качеств становится неотъемлемой частью их роста. Однако под- ростки нередко оказываются перед сложной социальной ситуацией, кото- рая требует от них более высокого уровня самоконтроля и проявления волевого поведения, к чему они могут быть недостаточно готовы. В свете особого понимания, которое подростки имеют о процессе фор- мирования воли, крайне важно своевременно и чутко указать им на пра- вильный путь и направить их усилия на то, чтобы развивать в себе вы- держку, организованность, надежность в выполнение обязательств в пов- седневных делах и ответственность [1]. Проблема развития воли приобретает особую срочность именно в пе- риод подросткового возраста, поскольку в этот период подросток оказы- вается в более сложной социальной ситуации развития, и происходит смена ведущего типа деятельности. Постепенно ослабевает внешний кон- троль, и зарождаются новые группы социальной ориентации. Таким об- разом, подростку становится необходимо осуществлять планирование
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=