Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2023

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 194 В отличии от междисциплинарных исследований, которые осуществ- ляют перенос структур одной дисциплины в другую с сохранением дисци- плинарных делений, трансдисциплинарный подход предполагает созда- ние образований, выходящих за дисциплинарные деления, то есть поверх-структуры и (или) поперек-структуры научных знаний, выходя- щие за границы известных дисциплин, но которые определенным обра- зом соотносятся с единой образовавшейся структурой [20, 21, 22]. Он предполагает создание «... познавательных ситуаций в которых научный разум вынужден в поисках целостности и собственной обосно- ванности (прояснения условий возможного опыта) осуществить транс- цендирующий сдвиг в пограничную сферу с жизненным миром» [20, 21, 22]. Поясним сказанное. Трасндисциплинарный подход основан на фило- софии трансдисциплинарности, в котором выделяют два основных этапа развития: неопозитивизм – это первая половина ХХ в., и постпозитивизм – вторая половина ХХ века 1 . Они одинаково принимают отождествле- ние объективного и объектного. Неопозитивизм выбирает объектив- ность , он ищет критерий демаркации, верификации научного знания, но поскольку он считает, что объективность связана только с объектностью , то для него все, что относится к науке, – это только объектные конструкции, и все, что относится к субъекту, должно быть отнесено в ненаучную об- ласть. Постпозитивизм принимая субъектность, отождествляет субъектность с субъективностью и таким образом считает, что наука во- обще невозможна как объективный проект, выражающий истинность. Та- ким образом первый выбирает объектность за счет субъектности, второй – субъектность за счет объективности. Тот и другой по сути остаются оста- ются в одной плоскости [20, 22]. Перефразируя фразу В. И. Моисеева, можно говорить о том, что физи- ческая культура как отрасль транснаучного знания включает эмпирический (первый уровень) и теоретический (второй уровень) научного познания, и соответствующие им: 1) трансцендирование эмпирического базиса (трансэмпирический базис), 2) трансцендирование теории физической культуры (трансэмпириче- ский базис), 3) их активное взаимодействие между собой в индуктивном и дедук- тивном движениях. 1 Позитиви́зм (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный), философское направление 19–20 вв., подчёркивающее надёжность и ценность опирающегося на опыт научного познания по сравнению с метафизикой и иными формами духовной деятельности. Термин «позитивизм» впервые использовал К. А. де Сен-Симон [24]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=