Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2023
Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 191 изучения моторики в разрезе личности человека Л. С. Выготского, пред- ставления о выразительности движений, выработанные Ч. Дарвиным, С. Г. Геллерштейном, Д. Н. Узнадзе, о развитии произвольных движений А. В. Запорожца, представления о психомоторике М. О. Гуревича, Н. И. Озе- рецкого, Н. П. Вайзмана, концепции развития физических качеств человека В.М. Зациорского и физических способностей В. И. Лях и Л. П. Матвеева, концептуальные положения поэтапного обучения двигательным действиям М. М. Богена, возникновение и развитие кинезиологии, интегрирующей в единое целое достижения биологии, психологии, биомеханики, педаго- гики, антропологии и технических наук, которое, превратилось в мощное исследовательское направленное на изучение феноменов физической куль- туры на уровне поведения и деятельности (В. Б. Корренберг, В. К. Бальсе- вич, В. Г. Стрелец, А. А. Горелов, С. Н. Никитин, В. П. Сущенко и др.) [1, 2, 5, 6, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 20, 22]. На современном этапе физическая культура предстала сложной са- моразвивающейся системой, которая характеризуется открытостью, об- меном информацией между ее направлениями, формированием особых информационных структур, которые фиксирует важные для ее развития знания. Исходным в постижении ценностей физической культуры в пер- вые двадцать лет ХХI века является положение о витальном телесно-ду- ховном единстве человека, наделенного главной человеческой страстью – быть, исполниться, состояться, каждый раз совершая акт превосхожде- ния себя наличного в сфере науки, шире культуры [4, 7, 26, 27]. В резуль- тате в 2021 году официально оформились и утверждены приказом Мини- стерства науки и высшего образования РФ номенклатура научных специальностей три педагогических научных специальностей: 5.8.4 – «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка»; 5.8.5 – «Теория и методика спорта»; 5.8.6 – «Оздоровительная и адаптив- ная физическая культура» [26]. Следует отметить противоречие в представленных научных специаль- ностях, которое заключается в следующем. Во-первых, в специальностях 5.8.4 и 5.8.6 объединены направления с разными предметными областями исследования, которые в свою очередь подвержены тенденции дальней дифференциации. Во-вторых, ряд направлений физической культуры и спорта, включая вновь возникшие в последние годы потенциально могут оформиться в отдельные научные специальности. Эти тезисы мы раскроем позже. А на сейчас зафиксируем следующее: физическая культура как область научного знания и культурной практики в настоящее время находится состоянии бифуркации, в котором в высшей степени веро- ятности определяются направления ее дальнейшего развития.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=