Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2023

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 190 нированию научно-исследовательских институтов, университетов, факуль- тетов, кафедр подготовки квалифицированных специалистов физического воспитания и спорта, поддерживаемых государственными структурами и обществом, были создали предпосылки для возникновения и развития вплоть до начала XXI века единой мультидисциплинарной научной специ- альности 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортив- ной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» [23]. В ее рамках одновременно ярко наблюдались интеграционные про- цессы, позволившие ей оформиться в многовекторную отрасль научного познания феноменов физической культуры с позиций единой исследова- тельской методологии по следующим основным направлениям: * естественно-научным основам физической культуры , включающим метрологию, биомеханику, спортивную физиологию, спортивную меди- цину гигиену физической культуры, физкультурный и спортивный кон- троль, спортивные сооружения, оборудование, инвентарь и др.; * гуманитарному , в которое вошли спортивная социология и спортив- ная психология, нормативно-правовые основы, педагогический менедж- мент и др.; * теории и методики оздоровительной, рекреативной, адаптивной, ле- чебной физической культуры, а также гигиены физической культуры и спорта, спортивной тренировки и др. Системообразующим вектором объединяющих их в целостное струк- турированное знание, направленное на создание единого теоретического и методологического базиса выступала научная дисциплина «Теория и ме- тодики физической культуры». Процессы дифференциации и интеграции, происходившие в теории и методике физической культуры в последнюю треть ХХ столетия, привели к возникновению постнеклассического типа рациональности , которое стимулировало переходу ее от сложной единой структурированной само- развивающейся человекомерной системы в многогранную и многоплано- вую единую систему знаний с присущей ей неовсеединством педагогиче- ских, гигиенических, биологических, медицинских, философских, социологических, психологических, исторических наук, кибернетики. Развитие интернеттехнологий ускорили процесс рождения постнеклассиче- ской физической культуры. Этому способствовали, также возникшие в не- классической рациональности познания: учение о физиологии двигатель- ной активности Н. А. Бернштейна, теория функциональных систем П. К. Анохина, учение о функциональном органе А. А. Ухтомского, идеи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=