Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2023

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 189 Это позволило теории физической культуры стать цельной отраслью научного знания, сформулировать ее предмет. Она предстала системой зна- ний, основанной на естественно-научном познании ее феноменов, в кото- ром главными требованиями обоснования ее теоретических положений был принцип подтверждения теории опытом и очевидностью (наглядно- стью). Этимологическими основаниями теории физической культуры вы- ступали представления о познании как о наблюдении и экспериментирова- нии с ее объектами, благодаря которым раскрываются тайны бытия познающему разуму, наблюдающему как бы со стороны, но способному фиксировать феномены физической культуры и познавать их сущность, а методологической стратегией нестрогий синтеза всех возможных поляр- ных представлений о них. Черты классической науки не сняты последую- щими типами рационального познания, они присутствуют в современной теории физической культуры [26]. Возникновение и развитие неклассического типа рациональности в построении теории физической культуры связано со стремлением иссле- дователей отреагировать на вызовы начала XX века, а также с развитием биомеханики, общей физиологии, физиологии нервной деятельности, фи- зиологии активности и культурно-исторической психологии. Специалисты физической культуры пытались познать физическую культуру как слож- ную саморегулирующую систему, которая дифференцируются на относи- тельно автономные системы, в которых происходит массовое стохастиче- ское взаимодействие [27, 28]. В неклассической рациональности научного знания физическая куль- тура изучается как сложная развивающаяся, целостность которой не исчер- пывается простой суммой свойств ее частей. Неклассика пытается соеди- нить строгость структурного подхода и разного рода интегративных методологий. Феномены физической культуры постигаются в контексте новой объективирующей их в постоянно меняющейся ситуации. В проти- вовес идеалу единственной истинности научных знаний в теории физиче- ской культуры допускается альтернативность описания ее феноменов. Эпи- стемология идеалов и норм в теории физической культуры строится на представлении о деятельностной природе научного знания, зависящего от исторического развития, средств и методов познавательной и практической деятельности человека [27, 28]. Благодаря неклассическому подходу к рассмотрению проблем в обла- сти физиологии активности, психологии произвольного движения, педаго- гики, медицины, биомеханики, кинезиологии, теории и методики физиче- ской культуры, которые были выработаны благодаря созданию и функцио-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=