Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2023
Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 188 values is revealed, which consists in the development of neo-positivism (the first half of the twentieth century) and postpositivism (the second half of the twentieth centuries). Keywords: physical culture, art, phenomenon, classical, non-classical, post-non-classical types of rational cognition, transdisciplinary scientific knowledge. Базовыми универсалиями физической культуры, как части общей куль- туры является разумная осознанность, эмпирическая адекватность знания, методологическая обоснованность и способность к приращению. Привер- женность к ним позволило ей в ходе исторического развития стать отрас- лью научного знания со своим стилем мышления, задачами и методами по- знания ее феноменов: здоровья, физической активности, физического развития, физических упражнений, двигательных способностей, спортив- ной подготовки и т. п. Суть перечисленных феноменов заключается в том, что истинность факта зафиксирована, а понимания его нет. Выделяют 6 этапов становления теории физической и связанных с ним развитием методологии научного познания: от элиминации из процедур объяснения объекта исследования (классика), к осмыслению и соотнесе- нию объясняемых характеристик объекта с особенностью средств и опера- ций деятельности (неклассика), ценностно-целевых и гуманитарных ориен- таций субъекта в научной деятельности в их соотнесении с социальными целями и гуманистическими ценностями (постнеклассика) [30]. На первых трех этапах происходило накопление первичных представ- лений о феноменах физической культуры в виде использования и активного применения трудовых действий, охоты, инициаций, языческих обрядов в воспитании подрастающего поколения, появления философских размыш- лений о здоровье, телесности человека и возможностях их развития в про- цессе занятий физическими упражнениями, применения естественных сил природы и гигиенических процедур, в появлении первых размышлений неразделимости тела и духа человека, создания первых методик и методи- ческих руководств по проведению занятий физическими упражнениями, за- каливания, соблюдения правил гигиены в античной и средневековой куль- турах, а также научных открытий в эпоху Возрождения в области механики, анатомии, физиологии [8, 18, 31, 32]. Классический тип рациональности (конец XIX и начало XX века) зна- менует создание первых теорий и методик физического воспитания. Пред- посылками этого этапа являются научные достижения в области естествен- ных наук. Классический этап развития теории и методики физической культуры характеризуются опорой на идеалы объективности и адекватности научного знания, методологического редукционизма, эмпиризма, опоры на достоверные обоснования, абсолютизацией количественного знания [26, 31].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=