Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 93 развитое, высококультурное государство. Именно поэтому интеллектуальный потенциал нации становится ее важнейшим стратегическим ресурсом. Студенче- ство и молодежь, в первую очередь, являются таким ресурсом и составляют ин- теллектуальную и духовную элиту страны. Здоровье молодой нации России се- годня – это гарантия национальной безопасности России в будущем, а физиче- ская культура и здоровье – важные его компоненты [5]. Между тем современные научные медицинские и социологические иссле- дования свидетельствуют, что положительная динамика физического развития и здоровья детей и подростков остается незначительной. В связи с этим принятие необходимых мер с целью снижения отрицатель- ных воздействий на здоровье и повышение уровня здоровья молодежи и студен- чества должно стать приоритетным в деятельности кафедр физической куль- туры, которые занимаются организацией образовательного процесса по физиче- скому воспитанию в вузе. Многолетний педагогический опыт и анализ медицинских документов, предоставляемых студентами 1 курса, приходящими на обязательные занятия по дисциплине «Физическая культура» свидетельствует о том, что наблюдается по- степенный процесс снижения показателей здоровья студентов. Эта тенденция вызвана несколькими факторами. Во-первых, гипокинезия и гиподинамия, которые наблюдаются у школьни- ков выпускных классов и большинства студентов. В этот период учебная нагрузка составляет в среднем 42–44 часа в неделю. Во-вторых, увеличивается количество заболеваний, вызванных бытовыми и социально-экономическими факторами. В-третьих, все чаще диагностируются приобретенные ранее хрони- ческие заболевания, а также заболевания присущие взрослым и людям пожилого возраста. Это способствует увеличению количества студентов-первокурсников, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья или совсем освобож- денных от практических занятий физической культурой [1]. Таким образом, имеется острая необходимость в организации направленной учебно-методической работы с этими студентами. В соответствии с рабочей про- граммой дисциплины «Физическая культура и спорт», такие студенты относятся к специальной медицинской группе (СМГ) и должны заниматься с использова- нием специальных методов и средств физического воспитания, а также вра- чебно-педагогического контроля. Существуют объективные причины, по которым учебные занятия со студен- тами проходят одновременно, без деления по физкультурным группам. Это часто вызвано отсутствием материальной базы или недостаточным количеством пре- подавателей в штатном расписании вуза. Поэтому перед преподавателями физи- ческой культуры стоит дилемма – как эффективно организовать учебное занятие. Наша кафедра физической культуры, имея такой опыт, ежегодно в начале учебного года требует от студентов предоставления медицинских справок с ука-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=