Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 60 Сформировавшийся стиль межличностного отношения является существенным фактором социально-психологической адаптации в старшем подростковом возрасте. Исходя из выше сказанного целью нашего исследования являлось устано- вить особенности взаимосвязи межличностных отношений с социально-психо- логической адаптацией спортсменов старшего подросткового возраста. Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие психодиагностические методы: методика «Диагностика социально-психологи- ческой адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд), методика «Диагностика межлич- ностных отношений» (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек). Обработка полученных данных проводилась с помощью методов математической статистики. В исследование приняли участие 30 спортсменов в возрасте 15–16 лет, обучающихся на первом курсе колледжа. Исследование проводилось в конце сентября начале октября. Согласно результатам, корреляционного анализ типы межличностных от- ношений «эгоистичный», «авторитарный» и «альтруистичный» положительно коррелируют с параметрами социально – психологической адаптации «интер- вальность» (r=0,67, r=0,45, r=0,39 соответственно) и «доминирование» (r=0,83, r=0,62, r=0,42 соответственно). Проявление эгоистичных черт, ориентирован- ных на себя, отстраненность и наблюдение за происходящим со стороны, стрем- ление к лидерству, уверенность в себе, упорство и настойчивость, стремление полагаться только на себя, но при этом готов оказать помощь, активность по отношению к окружающим, готов принять ответственность за других на себя, отзывчивость и умение подбодрить способствуют адаптации к новым условиям образовательной среды, принятию ответственности за свою деятельность и ре- зультаты на себя, выбору активной позиции с принятием решений и готовностью взять на себя лидирующие позиции. Мы предполагаем, что полученные результаты обусловлены опытом спор- тивной деятельности в данной выборке. Спортивная среда высоконкурентная требующая от спортсменов высокой активности для достижения первых мест, отсутствие инициативы, страх выйти вперед не приводит к успеху и достижению высоких результатов. Сформированная в спорте модель поведения переносится на другие виды деятельности подростка. Спорт способствует формированию ак- тивности, ориентации на себя и готовности быть лидером, а также готовности оказать помощь окружающим. Типы межличностных отношений «эгоистичный» и «альтруистический» по- ложительно коррелируют с параметром «адаптацией» (r=0,45, r=0,39, соответ- ственно) ориентация на себя в процессе взаимодействия с группой, стремление к лидерству, готовность прийти на помощь и принять ответственность за других на себя, отзывчивость способствует формированию механизмов приспособления к нормам и требованиям предъявляемым средой. Тип межличностных отношений «эгоистичный» положительно взаимосвя- зан с параметром социально – психологической адаптации «самопринятие»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=