Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 59 Abstract. The article analyzes the features of the relationship between interpersonal relation- ships and socio - psychological adaptation of athletes of older adolescence to the conditions of the educational environment. The study involved 30 first-year college students engaged in var- ious sports. It is established that sport forms activity, self-orientation and readiness to be a leader, as well as readiness to help others, which affects the mechanisms of social adaptation to new conditions of the educational environment. Self–orientation in the process of communica- tion, the desire to take a stable position in the group, the manifestation of leadership traits, self- confidence, perseverance and perseverance, the desire to rely only on oneself, willingness to help, responsiveness and the ability to cheer contribute to the formation of socio -psychological adaptation to new conditions of activity. Keywords: athletes of older teenage age, adaptation, educational environment, interpersonal relations. Подростковый возраст переходный период от девства к взрослости, для подростка свойственно испытывать противоречивые чувства. Активное фор- мирование личности, становление Я – концепции и самосознания, физические и психические изменения, формирование новых систем отношений с социаль- ным окружением характеризуют его как кризисный [3], и адаптация к новым условиям и требованиям образовательной среды не способствует облегчению протекания данного возрастного этапа. Принятие условий и требований новой деятельности, а также ценностей, норм и правил новой социальной группы мо- жет являться источником психического напряжения. Эффективная психиче- ская адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной деятель- ности. Процесс адаптации осуществляется одновременно в сфере формальных и неформальных отношений. Происходит порой непростое совмещение личных притязаний и ожиданий с требованиями и ожиданиями на уровне групповых цен- ностей и нормативов жизни. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации [2]. Под- ростку может быть затруднительно раскрыть в полной мере свои способности и эффективно осуществлять свою деятельность в коллективе, который не вызы- вает у них душевного комфорта [4]. Включение подростков в спортивную деятельность способствует формиро- ванию как коммуникативных умений, так и межличностных отношений; разви- тию, с одной стороны, альтруистических качеств личности, а с другой – способ- ствует развитию лидерской позиции [1]. Сочетание стремления к межличностному доминированию с ответственно- великодушным отношением к окружающим способствует росту приспособления к условия образовательной среды и эмоциональному комфорту. Повышение уровня социально-психологической адаптации подростков обусловлено активи- зацией в их интерперсональном отношении властно-лидирующих, независимо- доминирующих и ответственно-великодушных тенденций в сочетании с мини- мизацией выраженности недоверчиво-скептических и покорно-застенчивых коммуникативных проявлений [5].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=