Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 37 функциональные системы жизнеобеспечения (кровообращение, дыхание, пище- варение, терморегуляция, эндокринная система и т. д.) в значительно меньшей степени становятся востребованными в своих максимальных возможностях. Комфортные условия современной жизни выключают сформированное эволю- цией основное условие обеспечения жизнедеятельности человечества – движе- ние, лежащее в основе сохранности и поддержания самой физиологии жизни. Гиподинамия ведет к уменьшению жизненной емкости легких, к детренирован- ности сердечно-сосудистой системы, вызывает атрофию мышечной и костной ткани. У детей хронический дефицит двигательной активности приводит к тор- можению их физического развития. Последствия гиподинамии можно предста- вить следующим алгоритмом: компенсаторная перестройка всех видов обмена веществ – жирового, белкового углеводного, минерального; атрофия и дистро- фия тканей с уменьшением функциональных резервов; отрицательные измене- ния в иммунологических свойствах организма и в терморегуляции; перенапря- жение центральной нервной системы и переход стресса в дистресс [3, 4, 5]. Таким образом, условия современной жизни диктуют необходимость физи- ческой активности в режиме рабочего и выходного дня. Физические упражнения, равно как и ежедневная физическая активность (например, пешие прогулки), оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Но приступая к ним, не следует торопиться, стремиться к достижению высоких результатов за короткое время. Достижение положительных результатов при регулярных заня- тиях физическими упражнениями возможно лишь при соблюдении основных за- кономерностей – принципов [3, 6, 7]. Принцип сознательности и активности предусматривает, что человек, став- ший на путь оздоровления с помощью физических упражнений, понимает меха- низмы их влияния на организм, приучает себя к самооценке и самоанализу, раз- вивает интерес и стремление к самосовершенствованию [2, 5]. Принцип постепенности увеличения физических нагрузок вытекает из по- стулата физиолога А. А. Ухтомского: «В каждое дело надо входить посте- пенно!». В основу этой рекомендации положена динамика послерабочего вос- становления функций организма. Занятия должны проводится по системе: «От легкого – к трудному!», «От простого – к сложному!», «От известного – к неиз- вестному!». Принцип систематичности (или непрерывности, повторности) использова- ния средств физической культуры утверждает, прежде всего, регулярность за- нятий, рациональное распределение нагрузок и отдыха. В результате система- тичности положительный эффект от каждого занятия наслаивается, суммиру- ется и закрепляется вместе со стойкими адаптационными перестройками в ор- ганизме. Перерыв в занятиях отрицательно сказывается на достигнутых резуль- татах. Падает работоспособность, теряются приобретённые навыки. По мере прекращения тренировочных нагрузок наступает обратимость тренировочных эффектов (эффект детренировки).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=