Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 33 • ответственность и требовательность, поддержание дисциплины игроков; • способность настроить футболистов на результативную игру. Большое значение во взаимоотношениях тренера с футболистами более стар- шего возраста имеет учет мнения спортсменов относительно своих тренировок. Это особенно важно, когда игрок обладает определенным опытом и мастерством, имеет свои уникальные качества, заслуживает уважения как профессионал. Взаимоотношения тренера и футболистов в процессе проведения спортив- ных соревнований иные, чем во время учебно-тренировочных занятий, по- скольку футбольный матч предполагает сильное психологическое напряжение спортсменов и их наставника. В подобной ситуации особого эмоционального со- стояния игрок может крайне тяжело переносить упрек или замечание тренера, на которые он не обижался во время тренировок. Даже одна фраза может вывести футболиста из равновесия и стать причиной его неудачи. Тренер обязан прояв- лять тактичность и в экстремальных ситуациях, учитывать амбициозность и са- молюбие игроков и в случае поражения своей команды. У футболистов на ответственных соревнованиях значительно повышается тревожность и эмоциональность, возбудимость ко всему, что касается их про- фессиональных действий и их результатов. Поэтому тренеру не следует прояв- лять сомнений по поводу предстоящего выступления своей команды, тщательно контролировать собственное состояние и поведение. На основании изучения специальной литературы и опыта спортивной дея- тельности, можно выделить некоторые особенности проявления взаимоотноше- ний тренера и юных спортсменов в период соревнования: • указания игроку по поводу его действий следует давать четко и кратко: ко- гда юный спортсмен растерян в игровой (соревновательной) ситуации, жесткий (авторитарный) приказ тренера оправдан и воспринимается как инструкция к действию, возобновляющая определенность; • оценивание действий игрока надо озвучивать спокойным тоном, без резкой критики: неудачно сыгравшие юные футболисты требуют особого внимания и психологической поддержки; недопустимо выражение тренером отсутствие бу- дущей спортивной карьеры конкретного спортсмена, подчеркивание разочаро- вания его результатами игры; • накануне ответственной игры тренеру следует заботиться о поддержании уверенности игроков в достаточности подготовленности и перспективности де- монстрации более высоких результатов, без проявления лишней тревожности и озабоченности или проявления чрезмерного стремления помогать игрокам. Таким образом, представлены некоторые особенности взаимоотношений тре- нера и спортсменов в подготовительном и соревновательном периодах. Однако, важно отметить, что проблема взаимоотношений тренера и спортсменов весьма многогранна и сложна, требует дальнейшего как теоретического, так и практиче- ского изучения. Значимым является понимание ведущей роли спортивного педа- гога в процессе педагогического общения с воспитанниками и необходимости

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=