Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022
Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 31 сильное психоэмоциональное напряжение, успешно выстраивать коммуникацию с другими членами команды и особенно с тренером. Приобретенный автором статьи опыт учебно-тренировочных занятий, а также участие в соревнованиях различного уровня в течение 18 лет в составе детской, юношеской и молодежной команд ПФК «Арсенал» (Тула) дают основа- ние определять как актуальную проблему изучение психологических особенно- стей взаимоотношений тренеров и игроков. Целенаправленная психологическая подготовка молодых футболистов и формирование их коммуникативной культуры в современных условиях развития игры является важным условием развития отечественных футбольных клубов. Наиболее важное значение эта проблема имеет для футболистов 16–17 лет, когда встает вопрос о переходе в профессиональный футбол или выборе другого жизненного пути. В силу возрастных особенностей психики юноши особенно чувствительны к стилю взаимоотношений игроков и тренера, ими движет как стремление к самоутверждению, так и обостренное самолюбие. Поэтому совер- шенствование системы воспитательной работы тренера с игроками требует раз- работки современных коммуникативных инструментов и инновационных прие- мов общения с учетом специализации по футболу. Одной из задач исследования является определение особенностей взаимо- отношений между тренерами и игроками в условиях тренировочной и соревно- вательной деятельности молодежных футбольных команд. Автор данной статьи как субъект включенного наблюдения изучает данную проблему на примере ра- боты Центра подготовки юных футболистов (ЦПЮФ) Академия «Арсенал» и ПФК «Арсенал» - «Арсенал-2». Концепция психологической подготовки молодых футболистов в современ- ных условиях предполагает формирование волевых и нравственных качеств, вы- держки и самообладания, а также командного духа – ценностей ответственности, солидарности, взаимовыручки. Она реализуется тренером и игроками как авто- номными субъектами на основе взаимного уважения, поддержания статуса через выполнение функциональных ролей. Для этого используются педагогические средства – моделирование игровых ситуаций в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Тренер стремится создавать разнообразные критические ситуации, обеспечивающие оптимально высокий уровень физиче- ской и технической избыточности, вызывать здоровое соперничество игроков, готовить их к сбивающим стресс-факторам, возникающим на ответственных со- ревнованиях. На основе теоретического анализа специальной литературы и практиче- ского опыта спортивной деятельности автора можно определить, что на психо- логические аспекты взаимоотношений между тренером и игроками наиболее за- метное воздействие оказывают следующие факторы: • особенности личности, индивидуальный стиль профессиональной деятель- ности и коммуникативная культура тренера;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=