Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022
Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 240 should be based on high self-control of behavior, self-confidence, their understanding of reality of realization of set tasks, awareness of goals and means of their achievement. Keywords: volitional qualities, teenagers, hand-to-hand combat. В современном обществе особое значение приобретает проблема форми- рования у молодежи волевых качеств, составляющих своеобразный стержень, позволяющий не сгибаться в сложных жизненных ситуациях. В обществе рас- тет духовная отчужденность подростков, неверие в завтрашний день, юные души ожесточаются, процветает сквернословие, малолетняя преступность, пьянство, наркомания. Растет поколение самодовольных и эгоистичных по- требителей. В настоящее время, в связи с низким уровнем развития морально-волевых качеств, возникает острая необходимость поиска новых, более действенных пу- тей воспитания личности, закалки характера молодых людей, подготовки их к службе в армии и к жизни в целом. Спорт, в том числе и рукопашный бой, является эффективным средством формирования здорового, сильного, ловкого, отважного, умеющего бороться с препятствиями, уверенно смотрящего вперед, человека. Достижение сколько-нибудь важных высот в спорте невозможно без осо- знанного регулирования своих действий и поступков, без борьбы и преодоления внутренних и внешних трудностей, без значительных усилий воли [1, 2]. Спортсменам очень важно уметь хорошо владеть собой во время трениро- вочной деятельности и соревнований, уметь ставить перед собой определенные цели и организовывать свои действия для их достижения. Занимаясь рукопашным боем, подросток учится упорству, умению проти- востоять трудностям, преодолению препятствий, закаляет волю. Совершенствуя волевые качества, рукопашный бой развивает чувство ответственности за свои действия, самодисциплину, настойчивость, самообладание [2]. Проблемой исследования воли и ее развития, в том числе и в спорте, зани- мались: Е. П. Ильин, П. В. Сеченов, С. Л. Рубинштейн, П. А. Рудик, Л. Г. Горбу- нов, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, В. Мухина и др. Однако, проблема иссле- дования волевых качеств и их развития у подростков, занимающихся рукопаш- ным боем, изучена недостаточно. При исследовании волевых качеств учащихся 10–14 лет использовались методики для определения: целеустремленности, терпеливости, упорства, настойчивости, смелости (Е. П. Ильин, Е. К.Фещенко); самоконтроля в эмоци- ональной сфере, в деятельности и поведении (Г. С. Никифоров, В. К. Васильев, С. В. Фирсова). По результатам исследования для подростков 10–14 лет, занимающихся ру- копашным боем (ДЮСШ, г. Тула) характерен высокий уровень развития упор- ства, терпеливости и смелости: средний – настойчивости и низкий – само- контроля и целеустремленности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=