Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 177 E. Apitzsch [11] одним из первых исследовал состояние потока и групповой коллапс как групповые феномены. К сожалению, его исследования ограничива- ются констатацией существования данных феноменов без учета природы и осо- бенностей их возникновения. Таким образом, большинство исследований в области коллективных эмоций сконцентрировано преимущественно на характеристике понятий групповых эмоций, изучении эмоционального заражения, разведении понятий групповых эмоций и эмоций, основанных на принадлежности к группе. Большинство иссле- дований посвящено изучению малых группы в целом. Мы же в своем исследова- нии обращаем внимание на изучение спортивной команды как вида малой группы. Изучая команды, мы сталкиваемся с необходимостью исследования та- кого феномена как групповой копинг. Изучение командного копинга и причин его возникновения отражает но- вую область в исследовании групповых эмоций в частности и малых групп в целом. Предполагается, что ресурсами, запускающими механизмы группо- вого копинга как одного из видов групповых эмоций, являются сплоченность и идентификация себя с группой. Необходимость изучения группового ко- пинга связана с рядом причин: во-первых, командный спорт тот вид деятель- ности, в котором присутствует большое количество психотравмирующих фак- торов, особенно если речь идет о спорте высших достижений, а их преодоле- ние возможно не только индивидуальными копингами, как в одиночном спорте, но и командными. В подтверждение вышесказанному мы опираемся на теоретические положе- ния А. Ц. Пуни [10], Г. Д. Горбунова [1], Г. Б. Горской [2]. А. В. Родионова [7] о включении личности в спортивную деятельность. Спорт, как пишет А. Ц. Пуни [10], нацелен на достижение результатов, достичь которые невозможно без уча- стия в высокострессогенной соревновательной деятельности. Экстремальные условия соревнований требуют от спортсмена проявления всего спектра ресур- сов в виде тактических, технических, физических и психологических навыков, так как способствуют слиянию объекта и субъекта деятельности. Г. Д. Горбунов [1] характеризует спорт высших достижений как макси- мально приближенную модель реализации стремления к самоактуализации и са- моутверждению путем победы над собой и другими. Спорт – это социальная среда, оказывающая влияние на личность спортсмена, причем именно в сенси- тивные периоды ее развития. А. В. Родионов [7] обращает внимание на вид спорта и условия соревнова- ний, в зависимости от которых спортсмены либо взаимодействуют, либо сотруд- ничают. Автор выделяет характеристики, которые необходимо учитывать в ра- боте со спортивной командой: уровень притязаний спортсменов, степень жела- ния в достижении успеха, сплоченность группы, стремление к общению, внут- ригрупповое и межгрупповое соперничество, постоянство спортивного коллек- тива и его численность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=