Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022
Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 175 Групповые эмоции, как пишут Т. Г. Стефаненко и С. А. Липатов [8], рас- сматриваются как единство между когнитивно-эмоциональной составляющей личности и социальной группой, в которой он взаимодействует. Это эмоциональ- ные процессы, выражающие субъективное отношение членов постоянной группы к различным ситуациям. Передаются групповые эмоции от источника эмоций через эмоциональное «заражение» к другим членам команды [9]. Известно три подхода к описанию эмоционального заражения: ⋅ теория социальной оценки (эмоции несут смысловой сигнал об опасности, ведущую роль играет взаимосвязь эмоций другого человека с контекстом воз- никшей ситуации). ⋅ теория примитивного эмоционального заражения (существует взаимосвязь между проявлением эмоций одного человека и эмоциями другого). ⋅ теория структурной ритуализации (большую роль играют символические ритуалы социального взаимодействия и развитие социальной структуры, кото- рые стабилизируют жизнь). Яркий пример эмоционального заражения в рамках теории социальной оценки был представлен исследователями А. Керкхофом и Р. Бэком, изучавшим особенности событий, связанных со вспышкой неизвестной эпидемии, на заводе в Монтане (США, 1962 г.). Распространение эпидемии, симптомы которой со- трудники завода находили у себя в течение нескольких недель, не имело меди- цинских оснований, что свидетельствует об истерическом заражении [13]. Американские исследователи Э. Хэтфилд, М. Карпентер, Р. Л. Рэпсон также рассматривают эмоциональное заражение как один из видов коллективных эмо- ций, лежащий в основе межличностного взаимодействия и позволяющий чув- ствовать окружающих людей и делиться своими эмоциями, узнавая себя в эмо- циях и чувствах других людей (теория примитивного эмоционального зараже- ния). Данный процесс запускает три вида действий: подражание, ответную реак- цию и собственно эмоциональное заражение [13, 14]. К. Ламм и Дж. Силани [12], отписывая процесс эмоционального заражения, подчеркивают роль самосознания. Чем ниже самосознание и контроль, тем силь- нее человек поддается эмоциональному заражению. В ситуациях, когда эмоцио- нальное заражение чревато негативными последствиями или несет в себе потен- циальный риск для жизни и здоровья человека (политические митинги, насилии над другими), важно культивировать развитие самосознания и отделения себя от группы. В ситуациях же, когда коллективные переживания нужны и важны, например, в спортивной команде, с целью усиления эффективности взаимодей- ствия между членами команды, необходимо целенаправленно снизить уровень их индивидуального самосознания. Чего не нельзя сказать о роли группового са- мосознания. Групповое самосознание, пишет Т. А. Нестик [5], является важнейшим эле- ментом надежности и успешности группы. К элементам группового сознания от- носят групповую мотивацию, единство мнений, принятие групповых целей,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=