Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 141 Агрессия и ее различные проявления в жизни человека и общества – один из наиболее объективных и сложных феноменов, привлекающих к себе внимание ис- следователей и практиков, пытающихся объяснить ее природу, найти конструк- тивные способы предупреждения ее негативных последствий, особенно в ситуа- циях, связанных с конфликтами, влиянием различных факторов на личность. «Особую тревогу в сложившейся ситуации вызывает факт увеличения чис- ленности детей, склонных к агрессивным формам поведения. Стрессы повсе- дневной жизни, распад традиционной структуры семьи, ошибки воспитания, де- монстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также распространенность компьютерных игр агрессивного содержания ста- новятся, зачастую, причинами агрессивного поведения детей в общении со сверстниками, окружающей средой, создают тем самым угрозу безопасности для ее субъектов» [1]. Несмотря на интерес ученых к проблеме агрессивности, до сих пор имеют место неоднозначные трактовки данного явления. Так, например, сущностные аспекты понятий «агрессия» и «агрессивность» получили обоснование в рабо- тах психологов А. Басса, А. Дарки, А. Бандуры, К. Лоренца, Е. П. Ильина, А. А. Реан и др. Особенности проявления агрессии и агрессивного поведения у спортсменов нашли отражение в исследованиях И. П. Маркелова, В. К. Сафо- нова, Н. С. Сигал. Немаловажное значение проблема агрессии имеет и для педагогической науки и практики образования. В этом контексте значимым представляется осмысление наиболее эффективных условий, содействующих превенции агрес- сивности среди детей старшего подросткового возраста с учетом специфики об- разовательной среды, где определенное место принадлежит занятиям физиче- ской культурой и различными видами спортивной деятельности, в частности, баскетболу, который достаточно популярен как игровой вид спорта в старшей подростковой возрастной группе. В данном контексте можно выделить исследования Н. А. Серебренниковой, Р. К. Бикмухаметова, которые обосновали выводы о деформациях ценностно- смысловой сферы у спортсменов разной квалификации. Установлено, что для спортсменов низкой квалификации все показатели агрессии более выражены. По мнению авторов, чем выше квалификация спортсменов, тем меньше трудностей возникает при разрешении стрессовых ситуаций [7]. Кривец И. Г. в своей работе предпринял попытку исследовать феномен агрессии в соревновательной деятельности на примере сборной команды ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе До- нецкой Народной Республики» по баскетболу. Автором выявлены причины воз- никновения агрессии и методы регуляции отрицательных последствий агрессив- ного поведения игроков, в частности мужчин-баскетболистов. Изучены особен- ности эмоционального интеллекта баскетболистов, их эмоциональная устойчи- вость и нервно-эмоциональная напряженность в соревновательный период [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=