Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022
Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 137 Сложности практико-ориентированной части программы повышения ква- лификации связаны с процессом конструирования содержания учебного заня- тия по физической культуре на основе метода проблемного обучения. Наибо- лее сложным этапом в освоении слушателями данного метода является первый этап – постановка учебной проблемы. Для облегчения задачи мы предлагаем слушателям лекционный материал, дополнительные материалы, где разъясня- ется суть и механизм создания проблемной ситуации, проблемы или форму- лировки проблемного вопроса. Часто демонстрируются видео фрагменты уро- ков, где зафиксированы моменты начала урока и вступительный диалог учи- теля с обучающимися. Перед слушателями ставится задача – определить была ли сформулирована учителем учебная проблема или диалог не содержал про- блемности. На практическом занятии, работая в подгруппах, учителя обмени- ваются собственными мнениями, выдвигают варианты формулировок про- блемных вопросов для различных учебных тем, выбирая с помощью препода- вателя наиболее эффективные. После этого приступают к конструированию содержания следующих этапов учебного занятия, согласно алгоритму метода проблемного обучения. В межсессионный период между этапами повышения квалификации учите- лям даётся задание провести реальное учебное занятие по разработанному ими конспекту на основе метода проблемного обучения. Затем при следующей встрече слушатели обмениваются мнениями, о ходе проведения инновационного урока, о реакции учеников на новые методы учебной деятельности, а также слу- шатели делятся затруднениями, с которыми им пришлось столкнуться при реа- лизации нового метода. Обсуждаются пути решения и выхода из возникших пе- дагогических затруднений. Каждое учебное занятие на курсах завершается ре- флексией, в процессе которой, учителя высказывают свои как положительные, так и отрицательные мнения об актуальности метода проблемного обучения, его возможности (или невозможности) применения в реальном учебном процессе в школе, аргументируя свои позиции. Итоговая аттестация по защите методических разработок урока с исполь- зованием метода проблемного обучения проходит в активной форме в под- группах. Слушатели выступают в роли экспертов по оценке содержания мето- дических разработок урока, подготовленных коллегами. Экспертиза осу- ществляется по критериям, которые заранее изучены слушателями и которые выступают для каждого «рамкой» при подготовке методической разработки урока. Такая форма проведения итоговой аттестации, как отмечают в выход- ном анонимном анкетировании большая часть слушателей, является наиболее эмоционально яркой, запоминающейся и полезной для них. При этом отлич- ную практическую направленность содержания курсов отмечают 72 % слуша- телей, высокий уровень новизны и актуальности отмечают 82 % опрошенных, а 86 % респондентов готовы использовать полученные знания и умения в своей педагогической деятельности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=