Современные технологии в физическом воспитании и спорте 2022

Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летию факультета физической культуры 13 здравоохранения направляет усилия на развитие и обеспечение здоровьесбере- гающей среды в образовательном пространстве. Именно поэтому актуаль- ными являются вопросы изучения учащимися основ здорового образа жизни, приобретения умений и навыков здоровьесберегающей деятельности. Не- смотря на достаточность информации о негативном влиянии на состояние здо- ровья малоподвижного образа жизни, вредных привычек, несбалансированное питание и т. п., на практике мы видим неутешительную тенденцию как по воз- расту начала употребления алкогольных напитков, курительных смесей, так и по заболеваемости. Неоспорим тот факт, что ведущую роль в формировании у учащихся представ- лений и модели здоровьесберегающей организации жизнедеятельности играет се- мья, но руководящая роль в образовательном процессе принадлежит педагогам, среди которых важную функцию выполняют учителя физической культуры. Вопросы подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельно- сти легли в основу нашего исследования, и мы считаем целесообразным обра- тить внимание на особенности изучения здоровьесбережения как условия обра- зовательного процесса. Опираясь на исследования таких авторов как Н. В. Кузьмина, В. А. Сласте- нин, И. А. Зимняя и др., мы можем выделить структуру здоровьесберегающей деятельности, которая включает в себя несколько компонентов: 1) Мотивационный. Проявляется в ценностном отношении учителя к педа- гогической деятельности; удовлетворенностью своей профессиональной дея- тельностью; осознании социальной значимости профессии «учитель», ценност- ным отношением к своему здоровью и здоровью учеников. 2) Когнитивный. Включает в себя профессионально-педагогические знания преподавателя, направленные на здоровьесбережение как детей, так и педагога в процессе учебно-воспитательной работы. 3) Операционный. Основывается на комплексе педагогических умений и навыков, является тактикой поведения учителя, определяет умения и навыки для достижения цели здоровьесберегающей деятельности. 4) Рефлексивный. Является как процессом осмысления какой-либо профес- сиональной проблемы, так и анализом сознания другого человека, понимания его мотивов и позиции. Изучение каждого компонента, факторов, влияющих на их развитие, осо- бенностей их проявления в различных видах профессиональной деятельности, позволит определить актуальные направления в подготовке будущих учителей. Каждый компонент здоровьесберегающей деятельности должен оцени- ваться отдельно, но по результатам каждого компонента можно сделать вывод об общем уровне сформированности уровня здоровьясбережения у человека. На основе проведенного анализа специальной литературы нами были подо- браны методики для оценивания сформированности компонентов готовности к здоровьесберегающей деятельности будущих учителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=