СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2021 Г

79 и подчинять своё поведение необходимости, даже вопреки желаниям. Дис- циплинированность так же, как и другие волевые качества, можно рассмат- ривать в процессе подготовки к Олимпиаде по физической культуре и в рамках непосредственного выступления на соревновании школьников. В первом случае это будет проявляться в выполнении требований препо- давателя и исполнении своих обязанностей при подготовке к олимпиаде, во втором – выполнении требований и условий соревнований, команд су- дей и жюри. Воспитание чувства коллективизма, ответственного отношения к об- щему делу создает хорошие предпосылки для волевых проявлений. Во мно- гих исследованиях, например, установлено, что групповой (командный) со- ревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем индивидуальный. Всероссийская олимпиада школьников по физиче- ской культуре является индивидуальным соревнованием, но нельзя не учи- тывать роль коллектива и команды, в которых тренируется школьник. На первых этапах это могут быть учитель физической культуры и учащиеся родной школы. С переходом на следующий этап происходит расширение коллективистских отношений (сборная города, области) через новые зна- комства и социальную интеграцию. Методика оценки волевых качеств подростков с помощью метода наблюдения (по А. И. Высоцкому) позволяет оценить, как проявляются те или иные качества в действиях и поступках учащихся. Наблюдение проводи- лось за 7 учащимися, принимающими участие в олимпиаде по физической культуре (Э.Г.), и за 7 их сверстниками, не занимающимися подготовкой к олимпиаде по данному предмету (К.Г.). Полученные на констатирующем этапе эксперимента результаты представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты оценки волевых качеств по методике наблюдения А. И. Высоцкого Волевые качества К.Г.(баллы) Ранг Э.Г.(баллы) Ранг Дисциплинированность 3,85 4 4,14 7 Самостоятельность 4,28 1 4,28 4 Настойчивость 3,57 5 4,71 1 Выдержка 2,85 7 4,42 3 Организованность 3,42 6 4,28 4 Решительность 4 3 4,28 4 Инициативность 4,14 2 4,71 1

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=