СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2021 Г

73 В течение многих лет вопрос адаптации студентов к условиям обучения в вузе является одной из значимых теоретических и прикладных проблем физиологии человека, которая исследуется на различных уровнях [3, 4]. Протекающие адаптационные процессы могут приводить к негатив- ному изменению функционального состояния студента, которое выража- ется в изменении психических функций (мышления, внимания, памяти, вос- приятия) и нарушении состояния здоровья [1, 2]. Целью работы было изучение психофизиологических показателей функционального состояния студентов вуза на основе анализа характери- стик сердечно-сосудистой системы и психических функций. Для анализа функционального состояния проводили оценку физиоло- гических и психических показателей студентов. Выбранные показатели от- ражают качество функционирования всех систем организма и, как след- ствие, качества адаптаций девушек и юношей к различным стрессовым ситуациям в период обучения в вузе. В исследовании приняли участие всего 27 студентов дневного отделе- ния 4 курса факультета естественных наук (22 девушки и 5 юношей). Юноши и девушки, принявшие участие в эксперименте, достоверно не отличаются по возрасту. Юноши характеризуются более высокими сред- ними значениями роста, веса и индекса массы тела. При этом индекс массы тела девушек соответствует норме, а у юношей этот показатель находится близко к верхней границе нормы. Для характеристики физиологических показателей функционального состояния студентов были определены такие параметры работы сердечно- сосудистой системы, как систолическое и диастолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений. У девушек показатели систолического и диастолического давления со- ответствуют норме, у юношей систолическое давление приближается к верхней границе возрастной нормы, а диастолическое давление находится в норме. Частота сердечных сокращений юношей и девушек соответствует норме, но этот показатель достоверно выше у девушек (примерно на 7 %). Это может указывать на различие в активности отделов вегетативной нерв- ной системы юношей и девушек. На основании полученных показателей сердечно-сосудистой деятельно- сти рассчитывали индекс Кердо и значение адаптационного потенциала. Зна- чения адаптационного потенциала соответствуют норме и не различаются у юношей и девушек. Значения индекса Кердо также соответствуют норме, но у девушек он имеет положительное значение, а у юношей отрицательное. Это указывает на преобладание у девушек активности симпатического отдела ве- гетативной нервной системы, а у юношей – парасимпатического. Исследование кратковременной памяти студентов позволило полу- чить следующие данные. При зрительном предъявлении 25 слов юноши и девушки демонстрируют примерно одинаковый объем воспроизведения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=