СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2021 Г
25 Иван Петрович Павлов в семье был первенцем, названным в честь дедушки со стороны матери. У родителей – Петра Дмитриевича и Варвары Ивановны Павловых – кроме Ивана было еще 7 сыновей и 2 дочери. Из десяти рожден- ных детей пятеро погибли: кто при рождении, кто от болезни [1, 2, 10]. Иван Петрович, по рассказам его двоюродной сестры Н. Н. Пущиной (учительницы по образованию), был от природы крепыш, очень подвиж- ный, веселый, неугомонный кудрявый мальчик. Во всех выдумках и за- теях он был впереди своих сверстников. Для обучения грамоте поначалу детей Павловых отвели к соседке – горбунье – Павле Власовне, которая обучала грамоте окрестных ребятишек всего за меру пшена в год. Дело продвигалось туго, и отец стал сам обучать детей не по азбуке, а непо- средственно по книжке. Отец был суровым, твердым, независимым, но правдивым человеком. По внешнему облику Иван Петрович был очень похож на него, только отец был более могучего роста. Петр Дмитриевич начал службу учителем греческого языка и латыни в духовных учили- щах, слыл «книжным человеком», любителем домашнего чтения и про- свещённой беседы. Тепло и трогательно вспоминая свою детство, Иван Петрович всегда с благодарностью вспоминал своего отца как первого учителя, сумевшего приохотить детей книге, к труду, порядку, точности и аккуратности [1, 2, 3, 5]. В заботах о большой семье П. Д. Павлов по-крестьянски уповал на землю – кормилицу: вокруг дома развел фруктовый сад, обосновал питом- ник, улучшил сорта яблонь, которыми снабжал всю Рязань. Прививать яб- лони любил сам. Сыновья, глядя на отца, стали заниматься садоводством. Отец сызмальства приучал их к земле. «Яблок в урожайные годы была тьма- тьмущая»: их продавали, сушили, мочили [1]. Это было подспорьем в хо- зяйстве. Однажды, укладывая на зиму яблоки, Иван упал с высокого помо- ста на каменный пол. Ушиб привел к серьезным осложнениям: 8-летний мальчик потерял аппетит, стал худеть, плохо спать. Его лечили домашними средствами – муравьиным спиртом, поили кирпичным чаем и парили в бане. Все это не привело к выздоровлению. В ту пору братья прозвали его «лу- тошкой» – это означает засохшая липка с ободранной корой [3, 4]. Крестный отец Ивана – игумен Троицкого монастыря – взял его к себе. Здесь он прожил более года. Крестный питал крестника яйцами, молоком, ку- рами, перед обедами обязательно давал рюмку красного вина для аппетита. Каждое утро они вдвоем стали систематически заниматься гимнастикой. В летнее время крестник плавал, ездил верхом на лошади, играл с мона- хами в городки. Работа в большом монастырском саду приносила удоволь- ствие, ведь он знаком был с ней с детства. В зимнее время крестный застав- лял разгребать снег, кататься на санках и коньках. Крестный оказал огромное влияние на детскую душу ребенка, погрузив своего крестника Ивана в хорошую практическую школу: соблюдать строгий порядок в за- нятиях, помыслах и чувствах; отдавать всего себя делу. Крестный заметил,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=