СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2021 Г
204 индивидуальные деформации учителей, обосновать способы их предупре- ждения. Студенты учитывали, что общепедагогические деформации отли- чает назидательность, завышенная самооценка, самоуверенность, догма- тичность, ригидность. Для типологических деформаций характерно «растворение» личности учителя в соответствующих компонентах педаго- гической деятельности, для специфических – особенности преподаваемого предмета, для индивидуальных – акцентирование каких-либо индивидуаль- ных особенностей учителя. На семинарских занятиях по психологии студентам предлагалось, ис- пользуя фрагменты кинофильмов «Ключ без права передачи», «Розыгрыш», «Дневник директора школы» проиллюстрировать феномен профессиональ- ного выгорания учителя и обосновать его этапы. Проблему анализа эмоци- онального выгорания продолжил анализ текстов художественных произве- дений: «Детство» Л. Н. Толстого, «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Бел Кауфман, «Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера, «Уроки француз- ского» В. Распутина и других. Одной группе студентов предлагалось сфор- мулировать вопросы к выбранному фрагменту текста, другой группе – отве- тить на эти вопросы. Материал художественной литературы, видеофильмов помог студен- там не только осмыслить, но прочувствовать сущность «профессионального выгорания». На конкретных примерах третьекурсники анализировали осо- бенности первой стадии, связанной с уменьшением положительных эмоций, нарастанием тревожности, неудовлетворенности. Для второй стадии харак- терны конфликты с учениками, коллегами, пренебрежительное отношение к различным аспектам профессиональной деятельности, вспышки раздраже- ния, агрессии. На третьей стадии изменяются представления о ценностях жизни, наблюдается равнодушие ко всему, снижение самооценки, беспо- мощность, апатия, соматизация. Проблема предупреждения академической неуспеваемости школьников и студентов анализировалась с привлечением картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», «Опять пятерка», Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет» К. Маковского, В. Серова, «У дверей школы», «Мальчики», «Ученицы». Для развития превентивной позиции будущего учителя физической культуры, его готовности к предупреждению собственных профессиональ- ных деформаций, эмоционального выгорания полезна работа студентов с портретами детей, описание настроения, самочувствия ребенка. Таким образом, мы убедились в том, что искусство (музыка, литера- тура, живопись), при его психолого-педагогической трансформации, может стать действенным инструментом предупреждения профессиональ- ного выгорания учителя физической культуры формирования его превен- тивной позиции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=