СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2021 Г

203 На практических занятиях по педагогической психологии студенты проанализировали сущность и специфику синдрома профессионального вы- горания, которое развивается на фоне хронического стресса и приводит к эмоционально-энергетическому истощению. Проведение целенаправлен- ной диагностики выявило функциональную неграмотность учителей физи- ческой культуры в контексте превенции собственного профессионального выгорания и личностных деформаций. Превентивная позиция выпускника университета предполагает, что в сфере его особого внимания должна находиться проблема минимизации собственного профессионального выгорания. Психологические исследова- ния убеждают в тесной зависимости степени профессионального выгорания учителя физической культуры, с одной стороны, и остроты проблем, возни- кающих у школьников, с другой. Даже у педагога, имеющего первую степень профессионального выгорания, увеличивается количество травм у детей и подростков в процессе урока и тренировок, его внимание становится более рассеянным, ему сложно сконцентрироваться на детских девиациях. Такой учитель физической культуры не замечает индикаторы, свидетельствующие о наличии в классе буллинга, о существовании «жертвы» и «агрессора». Особого внимания учителя физической культуры требуют дети с огра- ниченными возможностями здоровья, а также учащиеся из семей мигран- тов. В образовательных организациях Тульского региона сегодня практиче- ски каждый класс представляет собой инклюзивное образовательное пространство, включающее детей разных национальностей, конфессий, школьников-мигрантов, одаренных учащихся и «особых» детей. Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической лите- ратуры показал, что важнейшим инструментом, показывающим студентам значимость превенции педагога, может стать искусство. Театр, кино, живо- пись, художественная литература, музыка ˗ все виды искусства обладают значительной силой интеллектуального, эмоционального, нравственного воздействия на человека. Однако включение искусства в образовательный процесс университета, по-прежнему, является редкостью. В современной сложной эпидемиологической ситуации мы убедились, что использование произведений Ф. Шопена, П. И. Чайковского, Э. Грига, А. Моцарта и других композиторов-классиков на занятиях физической культурой помогает сни- зить уровень тревожности студентов и педагогов, создать более комфорт- ный психологический климат. Улучшение атмосферы занятий, снижение напряженности, создание условий для релаксации – все это помогает замед- лить профессиональное выгорание учителя. Включение элементов искусства позволяет сформировать у студентов установку на предупреждение опасностей и угроз. Обращение к персона- жам учителей из кинофильмов «Доживем до понедельника», «Училка», «Дорогая Елена Сергеевна», «Большая перемена», «Географ глобус про- пил» помогло студентам выделить общепедагогические, типологические,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=