СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2021 Г
202 inclusion of elements of art in the educational process of the university contributes to the prevention of professional burnout by future teachers. The article contains spe- cific tasks in psychology, pedagogy, focused on the prevention of professional and personal deformations. Keywords: prevention, art, professional burnout, literature, films, psychology. Для современного высшего и среднего образования характерен значи- тельный рост ситуаций, опасных для жизни, для психического и физиче- ского здоровья учеников и учителей. Таким образом, установка педагога на превенцию чрезвычайно значима. Спектр превентивной позиции учителя физической культуры чрезвычайно широк, он включает предупреждение школьного насилия и детского травматизма, собственных профессиональ- ных деформаций и агрессивного поведения ребенка, академической неуспе- ваемости и деструктивных изменений личности. В процессе изучения педагогической психологии студенты сравнили категории «профилактика» и «превенция», выявили различия этих фено- менов. Превенция ориентирована на создание благоприятного психологи- ческого климата на уроках физической культуры, на профилактику эмо- ционального выгорания. Большинство работающих сегодня учителей физической культуры и тренеров действует по классической формуле би- хевиоризма: «стимул-реакция», то есть, реагирует на те проступки, кото- рые уже были совершены учеником: на начавшиеся конфликты; на воз- никший буллинг. При этом воздействие педагога чаще всего запаздывает. На лекционных и семинарских занятиях по психологическим дисци- плинам будущие учителя физической культуры обсудили специфические особенности превентивной позиции на современном этапе. Потребность в превенции резко возросла в условиях пандемии, вызывающей страх, тре- вогу, снижающей показатели психического и физического здоровья. Ситуа- ция неопределенности и нестабильности приводит к тому, что тревожность из ситуативной характеристики личности становится постоянной, провоци- руя более быстрое и резкое эмоциональное выгорание. В условиях небла- гоприятной эпидемической ситуации акцентируются такие новые виды стресса, как информационный (усиленное, противоречивое и хаотичное воз- действие информации травматично для психики учителя); социально-эко- номический (страх экономических последствий пандемии, финансовых трудностей); депривационный стресс (строгие карантинные меры, самоизо- ляция, дистанционный формат обучения). Все виды стресса серьезно дефор- мируют привычный уклад жизни учителя, усиливают и ускоряют его про- фессиональное выгорание. Превенция этих видов стресса предполагает: информирование студентов о влиянии стресса на различные функции орга- низма; обучение их техникам, помогающим уменьшить воздействие стресса; анализ способов минимизации его негативных последствий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=