СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2021 Г

189 Если рассматривать непосредственно вопрос активизации обучения. Следует обратиться к работам ведущих ученых, разрабатывающих данную проблему. Так Т. И. Шамова подчеркивала, что: «Активизация учения – это условие развития не только умственных возможностей ученика, но и лично- сти в целом» [14, с. 44]. Г. И. Щукина придерживается практически этой же позиции и рассматривает познавательную активность: «Как личностное об- разование, при котором у обучающегося возникает на процесс познания ин- теллектуальный отклик, повышается мыслительно-эмоциональная отзывчи- вость в познавательно-образовательном процессе» [15]. При этом на смысловую содержательность познавательной активности в теории обучения имеются и другие точки зрения. Наибольшее количество ученых придерживаются единого мнения и рассматривают познавательную активность как характеристику целенаправленной деятельности обучаю- щихся; некоторые – как черту личности ребенка; существует мнение, что она является производной от форм и методов обучения. Однако, следует отметить, что познавательная активность, как черта личности обучающегося, по мнению большинства ученых характеризуется: познавательным интересом, поисковой направленностью в учении с исполь- зованием различных источников на базе эмоциональной готовности к по- знавательной деятельности [ 8; 12 ] . Задача повышения познавательной деятельности у обучающихся на уроках физкультуры, как подчеркивают ряд ученых, связана: «С формиро- ванием у обучающихся способов ведения ЗОЖ и развития социально-актив- ной творческой личности» [8; 13]. В своей диссертационной работе рассматривая вопросы формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физиче- ской культуры А. Г. Чащевая дает следующее определение: «Познаватель- ная активность младшего школьника приставляет собой сложное психиче- ское состояние обучающегося, являющееся одновременно и условием, и сопутствующим фактором воспроизведения и изменения самой деятель- ности» [ 13, с. 7 ] . По её мнению она является: «Целостной совокупностью психолого-педагогических характеристик, наличие и развитие которых у обучаемого будет выражаться в его стремлении к осознанному и эффектив- ному решению поставленных перед ним учебных задач, в познании сущно- сти и значения выполняемых учебных действий, и как следствие в углубле- нии и расширении знаний» [ 13, с. 18 ] . Основными структурными компоненты познавательной активности на уроках физкультуры, по её мнению, являются: «Организованность, самооценка, коммуникативность, критическое отноше- ние к себе, эрудированность, инициативность, внимательность, любознатель- ность, творческое мышление эмоциональный интерес. На основании прове- денного исследования А. Г. Чащевая дает рекомендации по развитию познавательной активности на уроках физкультуры: «Применять средства и методические приемы в зависимости от направленности динамики ЧСС;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=