СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2021 Г

178 профессиональной ориентации, во втором случае было выявлено повы- шение осознанности процесса профессионального самоопределения. 40% участниц экспериментальной программы показали более высокий уро- вень осознанности профессионального выбора. Результаты контрольного эксперимента также свидетельствуют о положительном влиянии примене- нии программы профессиональной ориентации на повышение осознанности профессионального самоопределения (таблица 2). Таблица 2 Сравнение результатов диагностики по методике Е. А. Климова до и после формирующего эксперимента Типы профессионального выбора по Е. А. Климову До проведения формирующего эксперимента После проведения формирующего эксперимента Человек – человек 33,3 % 66,6 % Человек – художественный образ 11,1 % 11,1 % Человек – техника – – Человек – знаковая система – 11,1 % Человек – природа 11,1 % 11,1 % Неопределён 44,4 % – Таким образом, учитывая особенности профессиональной ориентации спортсменов-старшего школьного возраста, обусловленные фактическим замещением фактическим деятельности по профессиональному самоопре- делению тренировочным и соревновательным процессами, применение спе- циальных профориентационных программ позволяет помочь спортсменам сделать более осознанный профессиональный выбор. Литература 1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М., 2004. 2. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 3. Селезнева, Ю. А. Мое профессиональное будущее: Программа и ме- тодические рекомендации / Ю. А. Селезнева. – Тула: Радуга-3000, 2000. 4. Сопов, В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в со- временном спорте / В. Ф. Сопов. – М.: Академический проект, 2010.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=