СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2021 Г

127 Масштабы проблемы психических расстройств не позволяют обеспе- чить психотерапевтической помощью подавляющее большинство нуждаю- щихся в ней людей. Однако каждый из нас может предпринять конкретные шаги по укреплению собственного психического здоровья. Первым подспо- рьем в данном направлении может стать здоровый образ жизни, одним из элементов которого является физическая активность. Физическая культура выступает мощнейшим регулятором настроений человека, а соответственно влияет на психическое состояние и служит залогом психологического бла- гополучия. Корректируя направленность, интенсивность и продолжитель- ность выполняемой физической нагрузки можно управлять психическими процессами и состояниями [1]. Хорошо известно, что движение является физиологической потребно- стью человека, это заложено в его генетической программе. Ряд двигатель- ных актов способны вызывать специфические психические состояния, сни- жать психоэмоциональное напряжение, улучшать настроение, повышать умственную работоспособность [2]. Говоря о механизмах влияния физических упражнений на психику, се- годня большинство авторов отдают предпочтение дуальной концепции, вы- деляющей биологические и психические механизмы. В число важнейших биологических механизмов входят: транквилизирующий эффект при физи- ческих нагрузках, повышение секреции адреналина, серотонина и допа- мина, что вызывает улучшение настроения и повышение устойчивости к стрессу, увеличение концентрации опиоидных пептидов, вызывающее по- зитивное психогенное состояние, спокойствие и в ряде случаев альтерна- тивное состояние сознания. Изученными и доказанными психическими ме- ханизмами являются: медитационный эффект физических упражнений релаксационной направленности, эффект десенситизации физиологических реакций, свойственных стрессу (сердцебиение, гипервентиляция, потоотде- ление), развитие в ходе занятий уверенности в себе, самоконтроля, удовле- творенности своими достижениями и мастерством [3, 5, 7]. Приведенные механизмы обеспечивают не только острый эффект (из- менение эмоционального фона и настроения в ходе занятий физическими упражнениями), но и пролонгированный эффект (снижение уровня тревож- ности, улучшение памяти, дивергентного мышления, повышение само- контроля, замедление старения), уменьшая тем самым риск развития нару- шений нервно-психического статуса [3, 5]. Физическая активность, используемая для укрепления психического здоровья, обладает своей спецификой. Максимальный положительный эф- фект дают занятия, обладающие следующими характеристиками: 1. аэробные упражнения с ритмичным брюшным типом дыхания; 2. исключение соревновательных элементов в системе упражнений; 3. должны приносить человеку радость и удовлетворение. В создании благоприятной эмоциональной атмосферы могут помочь дополнительные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=