СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

91 Учебная мотивация сама по себе системна и характеризуется направ- ленностью, устойчивостью и динамичностью. Е. Ю. Патяева предлагает разделять виды учебной мотивации на основе различных типов ситуаций учения [3]. Мотивация заданного учения основана на действиях, которые студент должен выполнить. Заданное учение характерно для «исполнителей», не умеющих самостоятельно определить общее направление своих действий, рефлексировать основания своих действий и действий другого, осуществ- лять продуктивное взаимодействие с другими. Мотивация стихийного учения основана на действиях студента «по же- ланию», опирающихся на его естественную любознательность. По убежде- нию Е. Ю. Патяевой, такой тип учения может оказаться нестабильным и бессистемным, так как не учит ставить определенные цели и достигать их, преодолевать трудности на пути их достижения. Особым типом мотивации характеризуется самоопределяемая учебная деятельность. Способность студента к самоопределению подразумевает осознание своих мотивов и ценностей, умение принимать решение в спор- ной, неоднозначной ситуации, умение чётко излагать и отстаивать свою по- зицию, умение взвешенно принимать окончательное решение с учётом по- зиций разных сторон, возможность действовать в зависимости от ситуации. Наряду с этим выделяют позитивную и негативную познавательную мотивацию, связанную с осознанием возможных негативных последствий, которые могут возникнуть по причине выполнения или невыполнения уста- новленного действия. Одним из центральных вопросов при рассмотрении учебной мотивации является вопрос о мотивах учения и их классификации. Наиболее подробная классификация мотивов учения была предложена А. К. Марковой. Она подразделяет мотивы учения на познавательные и социальные [2]. Познавательные мотивы направлены на процесс познания, повышение эффективности его результатов: знаний, умений, навыков, а также на спо- собы познания и приобретение знаний, приёмы и методы учебной работы, и на повышение эффективности этих способов и методов познания. Позна- вательные мотивы подразделяются на широкие познавательные (направлен- ность на знания); учебно-познавательные (направленность на способы до- бывания знаний) и мотивы самообразования (направленность на способы самостоятельного пополнения знаний). Социальные мотивы характеризуют активность учащегося по отноше- нию к тем или иным сторонам взаимодействия с другими людьми в про- цессе учебной деятельности, к результатам совместной деятельности и способам этих взаимодействий, к повышению эффективности результа- тов и способов этих взаимодействий. Социальные мотивы подразделя- ются на широкие социальные (долг, ответственность); узкие социальные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=