СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

90 Мотивацию можно рассматривать как систему факторов, стимулирую- щих активность субъекта и направляющих его поведение и деятельность. Именно мотивы влияют на цели, которые ставят перед собой студенты, определяют их поступки и поведение. Учебная мотивация является частным случаем мотивации и представ- ляет собой совокупность факторов, которые стимулируют познавательную активность субъекта и направляют её на овладение им знаниями, умениями, навыками, компетенциями, моделями поведения, способами деятельности. Познавательная мотивация, представляя собой существенный элемент пси- хической жизни человека, способствует его интеллектуальному, личност- ному росту и самореализации его как личности. Мотивы учебной деятельности, побуждая студентов к саморазвитию, самосовершенствованию, могут исходить как из их внутренних потребно- стей, интересов, склонностей, так и из внешних обстоятельств и условий. Без мотивационного этапа, который необходимо проводить в вузе в начале изучения любой новой дисциплины, выражающегося в целенаправ- ленной деятельности преподавателя, направленной на стимулирование мо- тивационных процессов у студентов, сложно представить вероятность успешного формирования у них умственных действий и понятий. Познавательный интерес к изучаемой дисциплине, удовлетворение от самого процесса получения знаний, формирования компетенций, от резуль- тативного выполнения деятельности выполняют роль внутренних мотивов, в то время как поощрение или наказание могут выступать в качестве внеш- них мотивов учебной деятельности. Развитие познавательной мотивации студентов является одной из наиболее важных проблем психологии обучения. При правильном управле- нии познавательной мотивацией студентов можно выстроить грамотное и эффективное управление всего учебного процесса, тем самым способство- вать повышению его результативности. Однако, мотивация учебной деятельности может не только эффективно способствовать активизации учебной деятельности, но и на против замед- лять её, так как она представляет собой целый комплекс факторов, опреде- ляющих мотивационную тенденцию обучающихся, в зависимости от его об- разовательных намерений и внешних причин. К числу таких ключевых факторов относятся: система высшего образова- ния в целом; особенности самой образовательной организации, в которой осу- ществляется учебный процесс; специфика самого учебно-образовательного процесса; субъектные характеристики обучающегося, а именно: пол, возраст, уровень интеллектуального развития, наличие различных способностей, уро- вень самооценки и притязаний, умение выстраивать взаимоотношения и осу- ществлять взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса; личностные особенности педагогов, осуществляющих образовательный про- цесс, а так же изначальное отношение обучающихся к получаемой профессии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=