СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

83 Распространение данного явления в школьной среде обусловило вни- мание ученых к этой проблеме, необходимость поиска эффективных путей предупреждения буллинга. Вопрос о профилактике буллинга среди школь- ников как наиболее действенной форме стал предметом внимания зарубеж- ных ученых: Д. Олвеуса, П. Смита, К. Купера, К. Ригби и других. В отече- ственной науке интерес к данной проблематике нашел отражение в научных трудах В. С. Собкина, Д. Н. Соловьева, О. А. Селивановой, М. Г. Нечаевой, А. А. Бочавер и других. Анализ работ, посвященных буллингу среди детей и подростков, пока- зывает, что в теории достаточно хорошо изучены сущностные характери- стики этого явления, описаны практико-ориентированные подходы к его предупреждению и условия устранения последствий в отношении тех детей, кто подвергался насилию. Однако по-прежнему существует потребность в осмыслении прикладных аспектов этой проблемы, в частности, обоснова- нии возможностей физической культуры как действенного средства по про- филактике буллинга. В основу разработки соответствующей модели по профилактике бул- линга могут быть положены следующие концептуальные положения в отно- шении буллинга как социокультурного и психолого-педагогического явления. 1. Признание буллинга как негативного фактора, возникновение кото- рого связано с влиянием среды и межличностных отношений на характер взаимодействия между учащимися, что обусловливает важность целена- правленной деятельности по его предупреждению и профилактике (В. С. Соб- кин, Д. Н. Соловьев). 2. Теория психологии агрессивного поведения и агрессии как главного негативного качества инициаторов буллинга (Е. П. Ильин). 3. Необходимость диагностики и выявления тех, кто способен на наси- лие агрессию), или проявляет его, и тех, кто испытывает трудности в сред- ствах защиты от данного явления вследствие особенностей личностного развития, а также определение явного или потенциального вида буллинга, который может возникнуть в конкретном образовательном пространстве. 4. Важность педагогической превенции в предупреждении отклоняю- щегося поведения и буллинга как одного из его проявлений, возникающего между субъектами образовательной среды (Рангелова_Сманцер); необходи- мость создания безопасности образовательной среды (И. А. Баева). 5. Использование педагогического потенциала взаимодействия школы и семьи в предупреждении буллинга; коллективных форм деятельности в формировании коммуникативной компетенции учащихся подросткового возраста в образовательном процессе (В. А. Родионов, М. А. Ступницкая). 6. Психологические основы физической культуры и спорта в формиро- вании личности (А. Е. Ловягин, Г. Д. Бабушкин).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=