СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

47 ADAPTATION OPPORTUNITIES OF UNIVERSITY STUDENTS WITH DIFFERENT LIVING CONDITIONS Abstract. We studied the dependence of the adaptive capabilities of university stu- dents on their living conditions. The students living in the dormitory show less tension of the body's regulatory systems and higher functional reserves. Living in a hostel seems to be an eustress stimulating physiological adaptation mechanisms. Key words: adaptive capabilities, tension of regulatory systems, living conditions, heart rate variability, students. Для большинства студентов начало обучения в вузе является периодом напряжения компенсаторно-приспособительных систем организма, так как в это время происходит адаптация к комплексу новых факторов, специфич- ных для высшей школы [5, 6]. Если при этом возникает перенапряжение ме- ханизмов адаптации, может повышаться заболеваемость, снижаться эффектив- ность обучения. Даже незначительные отклонения в адаптивном потенциале человека могут вызвать серьёзные сдвиги в состоянии здоровья [3, 4]. Процесс адаптации обеспечивается взаимодействием регуляторных си- стем организма. Для оценки адаптационных резервов организма использу- ется метод анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) [2, 3]. По его данным проводят донозологическую диагностику, при этом в качестве мар- кера функционирования всего организма используют уровень работы сер- дечно-сосудистой системы и регулирующих ее структур [3, 4]. Целью данной работы была оценка влияния условий проживания сту- дентов на напряжение регуляторных систем организма, как отражение функционального состояния и адаптационных возможностей. В нашем исследовании для определения влияния социально-бытовых условий на уровень напряжения регуляторных систем и адаптационные возможности студентов использовался метод вариационной пульсомет- рии по критериям Р. М. Баевского на основе регистрации ЭКГ [2, 3]. На основе показателей ВСР проводили его комплексную оценку в виде вы- числения показателя адекватности регуляторных систем (ПАРС) для диа- гностики функциональных состояний и определения напряжения регуля- торных систем. В исследовании приняли участие 32 студента (16 юношей и 16 деву- шек). Из них были сформированы две экспериментальные группы: • проживающие в общежитии («общежитие»); • проживающие в домашних условиях («дом»). В ходе предварительного опроса была получена информация, харак- теризующая состав испытуемых. В каждой группе соотношение между юношами и девушками одинаково: 38 % юношей и 62 % девушек. Коли- чество курящих студентов составляет 25 % в группе «общежитие» и 50 %

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=