СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

299 На эффективность деятельности человека, в том числе и учебной, пси- хические состояния, как проявления психики, оказывают и положительное, и отрицательное влияние. Результаты педагогического процесса во многом зависят не только от учета качеств личности ученика, но и от его психиче- ских состояний. При многократном повторении деятельности в течение длительного вре- мени и ее цикличности происходит центрирование психических состояний [2]. Область психических состояний занимает определенное место в си- стеме психологических знаний, заполняя разрыв между психическими про- цессами и психическими свойствами личности [2]. Психические состояния, возникшие в каждой отдельной ситуации, представляют собой определенную совокупность состояний – функцио- нальную структуру. По результатам исследования (на примере динамики психических состояний учащихся одиннадцатых классов в течение учебного года) ана- лиз корреляционных матриц показал, что развитие неблагоприятных пси- хических состояний выражается в существенном ослаблении связей между рассматриваемыми переменными. Наряду с этим, связи между от- дельными переменными незначительно усиливаются, а некоторые даже изменяют свою направленность. Например, связи эмоциональной лабиль- ности с самочувствием и приподнятостью. Можно отметить и обратный переход. Например, положительные связи активности со спокойствием в начале учебного года изменились на отрицательные в конце. Однако по- лученные измененные коэффициенты корреляции по силе не являлись значимыми (r < 0,3044). Регрессионный анализ позволяет выявить причинно-следственные за- висимости между переменными. По созданным моделям (на примере изучения психических состояний учащихся одиннадцатых классов в конце учебного года) были определены существенные компоненты, из которых состоит основной показатель. В качестве примера можно привести уравнение регрессии некоторых пе- ременных, входящих в факторы, имеющие наибольшую весовую нагрузку в конце учебного года. В уравнение регрессии активности вошли следующие показатели: бод- рость (21,16 %), спокойствие (12, 37 %), самочувствие (13,32 %), реактивная тревожность (9,63 %) и сниженное настроение (субдепрессия) (4,56 %). На основе этого были выявлены переменные, воздействуя на которые можно повысить активность учащихся. С этой целью нужно: повысить бод- рость, самочувствие, реактивную тревожность и понизить субдепрессию, причем основной переменной в уравнении является показатель бодрости. Оценка на адекватность построенной модели достаточно высокая – коэффи- циент множественной корреляции – 0,7559, что позволяет использовать дан- ную модель для определения уровня активности школьников.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=