СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

296 В настоящее время самодеятельный туризм, как социально-культурное явление, имеющее большой педагогический потенциал, открывает возмож- ность расширить пространство познания подрастающим поколением окру- жающей действительности, мира природы и человека, истории и традиций народа, края, страны, дополнить объем развивающей информации. Он включает в себя такие категории, как «качество труда и отдыха», «здоровый образ жизни», «неформальное познание», «социально полезная деятель- ность», характеризующие стиль жизнедеятельности, позитивным устремле- ниям развивающейся личности человека. Анализ научно-педагогического материала, опыт туристской дея- тельности образовательных организаций и учреждений дополнительного образования говорят о снижении роли самодеятельного туризма в обуче- нии и воспитании подростков в образовательных учреждениях на совре- менном этапе. При этом поддержка и развитие самодеятельного туризма названы в за- коне РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» одним из приоритетных направлений государственного регулирования ту- ристской деятельности [1]. В 60–90-х гг. XX в. под самодеятельным туризмом понимался спортив- ный туризм и это было связано с тем, что спортсмены-туристы самостоя- тельно разрабатывали план похода, который затем реализовывали. В современной редакции вышеуказанного федерального закона под самодеятельным туризмом понимается «туризм, организуемый туристами самостоятельно» [1]. Он зачастую отождествляется с неорганизованным ту- ризмом, как наиболее близким по его сути понятием. Однако законода- тельно понятие неорганизованного туризма не закреплено. В. А. Квартальнов рассматривает самодеятельный туризм как специфи- ческий вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе [2]. При этом осно- вывается самодеятельный туризм на деятельности добровольных турист- ских объединений, союзов и туристских клубов, которые организуют по- ходы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм достаточно разнообразен и включает в себя походы выходного, походы по родному краю, туристские слеты, походы высшей категории сложности и т. д. Основываясь на классификации В. С. Сенина, по степени организо- ванности самодеятельный туризм подразделяется на неорганизованный и организованный [3]. Если при этом в занятиях организованным самодея- тельным туризмом ставятся спортивные цели, а походы и путешествия проводятся по классифицированным спортивным маршрутам, то этот раз- дел самодеятельного туризма носит название спортивного или спортивно- оздоровительного туризма.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=