СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2020 Г

288 студентам было предложено перечислить качества личности, несовмести- мые с педагогической профессией. После предварительной обработки полученных данных были выявлены существенные различия в количестве понятий и категорий индивидуаль- ного сознания, относящиеся к биполярным качествам. Минимальные значе- ния положительных качеств – 3, отрицательных – 0, максимальные значения – 20 и 15 соответственно. В большинстве своем минимальные значения свя- заны с тем, что в исследовании принимали участие студенты-инофоны, для которых русский язык не является родным. При дальнейшей обработке результатов были выявлены общие для сту- дентов ФФК категории-обобщения. Эти категории были объединены в 6 кон- структов: «моральность – аморальность», «профессионал – дилетант», «гипер- тимность – дистимность», «образованность – невежество», «общительность – необщительность» и «привлекательность – непривлекательность». Ведущим по субъективной значимости (95 %) выступил конструкт «мо- ральность – аморальность». Содержанием этого конструкта выступили как положительные, так и отрицательные качества учителя, относящиеся к его моральному облику. К моральным качествам педагога студенты отнесли справедливость, честность, порядочность, доброту, любовь к детям, толе- рантность, вежливость, совестливость, тактичность, дружелюбие, гуман- ность, доброжелательность, непредвзятость, альтруизм и т. п. К аморальным – злость, жестокость, грубость, злопамятность, лицемерие, предвзятое отно- шение, раздражительность, обидчивость, беспринципность, аморальное по- ведение, эгоизм, бестактность и т. п. В конструкте «моральность – аморальность» можно выделить подка- тегорию «эмпатия – равнодушие», куда включаются позитивные характе- ристики: понимающий, внимательный, отзывчивый, чуткий, сопережива- ющий, сочувствующий, неравнодушный, «желающий помочь», «умеющий поддержать», «готовый прийти на помощь», «понимающий проблемы ученика», «неравнодушный к проблемам учеников», «умею- щий слушать и слышать других». К негативным характеристикам в этой категории относятся: равнодушие, непонимание, пренебрежение, невни- мательность, черствость, отстраненность, безразличие, «нежелание по- нять», «неспособность помочь», «неуважение учеников», «скупость на похвалу», «незаботящийся об учениках». Вторым по субъективной значимости (90 %) стал конструкт «профес- сионал – дилетант», объединяющие позитивные и негативные характери- стики в деятельности педагога. К позитивным качествам относятся: трудо- любие, организованность, ответственность, работоспособность, серьез- ность, аккуратность, самоконтроль, увлеченность работой, любовь к ра- боте, креативность, профессионализм, компетентность, опытность, тре- бовательность, умение убеждать, умение объяснять, энтузиазм, заинтере- сованность, самоотдача, дисциплинированность, предприимчивость,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=